Назарбаев стал лидером нации

Нурсултану Назарбаеву присвоен статус "елбасы" - лидера нации. 15 июня в официальной казахстанской прессе опубликованы законы, наделяющие таким статусом действующего президента, которому 6 июля исполнится 70 лет.

Нурсултану Назарбаеву присвоен статус "елбасы" - лидера нации. 15 июня в официальной казахстанской прессе опубликованы законы, наделяющие таким статусом действующего президента, которому 6 июля исполнится 70 лет.

При этом парламентарии, выступившие с инициативой принятия таких законов, утверждают, что закон о наделении статуса лидера нации можно считать вступившим в силу, несмотря на то, что президент Казахстана его не подписал.

Как отметил Розакул Халмурадов, депутат Мажилиса парламента Казахстана, в законах есть пункты, которые вступают в силу через десять дней после опубликования, а есть пункты, которые вступают сразу после опубликования.

Депутат напомнил, что в законе о парламенте и статусе его депутатов предусмотрена норма, в соответствии с которой не подписанный главой государства закон считается принятым. Именно этим депутаты и воспользовались, посчитав неподписанный Нурсултаном Назарбаевым закон выступившим в силу.

Другой депутат парламента Светлана Ферхо считает, что публикация данных законов в официальной печати не требует каких-либо комментариев. "Законы опубликованы в газете "Казахстанская правда". Там указывается, что настоящие законы скреплены подписями, что свидетельствует о юридической корректности настоящих законов, о юридической ответственности данных должностных лиц", - добавила она.

Под законами стоят подписи председателя сената парламента Касым-Жомарта Токаева, председателя мажилиса парламента Урала Мухамеджанова и премьер-министра страны Карима Масимова. При этом в комментариях под законами не указано, вступают ли указанные документы в силу или нет.

Два закона о лидере нации были приняты парламентом 13 мая 2010 года. Это конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента республики Казахстан - лидера нации" (закон вступает в силу со дня его первой официальной публикации) и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента республики Казахстан - лидера нации" (ряд его положений вступает в силу через 10 дней со дня опубликования).

В соответствии с конституцией Казахстана, президент республики должен подписать представленный ему на подпись закон или с возражениями вернуть в парламент, который в свою очередь вправе преодолеть вето главы государства в соответствии с процедурой. Согласно статье 19 закона республики о парламенте и статусе его депутатов, не возвращенный главой государства в течение месяца в парламент закон считается подписанным. Согласно же пункту 2 статьи 62 конституции страны, "законы республики вступают в силу после их подписания президентом республики".

3 июня Нурсултан Назарбаев отказался подписать два закона о статусе первого президента Казахстана. И ситуация, когда глава государства просто не подписывает закон, в конституции страны не регламентирована.

В своём обращении к соотечественникам, парламентариям и политсовету правящей в Казахстане партии "Нур Отан", лидером которой является президент Назарбаев, Нурсултан Абишевич заявил, что "статус лидера нации нельзя обрести лишь на основе буквы закона, декретов и других правовых актов".

Кроме того, Нулсултан Назарбаев привёл ряд других аргументов против принятия этих законов. В частности, он подчеркнул, что не ограничен в своих нынешних полномочиях, которые предоставляют ему действующие законы, в том числе закон "О первом президенте Казахстана", и он не опасается за свою безопасность.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что не следует смешивать государственный статус президента с повседневной деятельностью его родственников, которые, как и все граждане, равны и ответственны перед законами.

Обе палаты парламента - мажилис и сенат - утром 4 июня без обсуждения приняли к сведению это обращение главы государства, напоминает ИТАР-ТАСС.

Таким образом, публикация законов в "Казахстанской правде" создаёт двусмысленную ситуацию.

В прошлом году в Казахстане уже предлагали наделить Назарбаева статусом лидера нации, при этом рассмотреть вопрос о его пожизненном президентстве. Однако это предложение неоднозначно было воспринято в обществе и во властных структурах. Нынешний срок полномочий президента, которому в июле этого года исполняется 70 лет, истекает в 2012 году. Он является лидером партии "Нур Отан" ("Свет Отечества"), которая занимает 98 партийных мест в Мажилисе, состоящем из 107 депутатов. Представители правящей партии занимают все ключевые должности в администрации главы государства, правительстве, министерствах и ведомствах, в местных органах власти.

 

 

В 2007 году парламент предоставил Назарбаеву как первому президенту независимого Казахстана баллотироваться на высший государственный пост в стране неограниченное количество раз. В настоящее время срок президентских полномочий в республике составляет 7 лет, с 2012 года он будет ограничен пятью годами. Впервые Назарбаев был избран президентом Казахстана – в тот момент еще Казахской ССР в составе СССР – 20 лет назад, 24 апреля 1990 года. Тогдашний Верховный совет Казахской ССР ввел институт президентства, и первый секретарь ЦК компартии республики Назарбаев был избран депутатами президентом республики. После этого он еще несколько раз избирался главой уже суверенного Казахстана на всеобщих прямых выборах в 1991, 1999, 2005 годах. В 1995 году его полномочия президента Казахстана были продлены на основе результатов республиканского референдума.

Инициаторы теперешних законопроектов сравнили Назарбаева с такими историческими личностями как Джордж Вашингтон, Мустафа Кемаль Ататюрк, Махатма Ганди – все они стали "основателями" США, Турции и Индии, какими мы их знаем сейчас. Сразу в нескольких республиках на постсоветском пространстве (и не только) известны случаи использования различных конституционных и внеконституционных механизмов с целью продления срока пребывания главы республики у власти. Популярным способом было признание первого срока "нулевым" (так как он начался до принятия действующей конституции), и тем самым разрешение баллотироваться на третий срок как на второй. Подобные инициативы известны на Украние (Леонид Кучма в 2003 году не воспользовался соответствующим решением Конституционного суда Украины), Узбекистане (Ислам Каримов), Таждикистане (Эмомали Рахмон), Киргизии (Аскар Акаев). Александр Лукашенко провел в Белоруссии референдум по вопросу о поправке к Конституции. Сапармурат Ниязов (Туркмения) получил личное пожизненное президентство без конституционных поправок, но отказался от него.