С сухогруза "Томас Дональдсон" удалось поднять семь снарядных гильз

Читать Вести в MAX
Моря и океаны крайне неохотно раскрывают свои секреты и тайны. Присказка "что упало, то пропало" как нельзя лучше подходит в таких случаях. И неважно сколько времени пролежал затонувший пароход на дне морском - сотни лет или десятилетия.

Моря и океаны крайне неохотно раскрывают свои секреты и тайны. Присказка "что упало, то пропало" как нельзя лучше подходит в таких случаях. И неважно сколько времени пролежал затонувший пароход на дне морском - сотни лет или десятилетия.

69 градусов северной широты, 33 градуса восточной долготы. Это координаты места гибели американского транспорта "Томас Дональдсон".
Задача необитаемого телеуправляемого подводного аппарата "Фалкон" - детально изучить расположение американского транспорта, определить точную глубину, показать рабочую площадку для водолазов.

На данной глубине водолазы могут работать не более 20 минут. После подъёма они проводят около часа в поточной декомпрессионной барокамере. Без неё человеку пришлось бы такое же время находиться в воде, останавливаясь на разной глубине спускового конца. Кровь насыщается азотом, необходимо его вывести. Да и других опасностей для здоровья под водой хватает.

Заместитель командира 501 дивизиона спасательных судов Северного флота Василий Фролов рассказывает: "Обжим водолаза может быть, баротравма лёгких. Их очень много. Они по-разному потом влияют на организм человека. Вплоть до инвалидности".

Но эти страхи не для профессионалов. Подготовка на высшем уровне. Команда знает, что делать при любой нештатной ситуации, в самые сложные минуты. Старший водолазный специалист УПАСР Северного флота Александр Ульянов отмечает: "Умение брать на себя решение – самое сложное. Всегда, везде".

"Фалкон" приступил к съёмке. Отличная видимость. Транспорт от двух торпедных попаданий разломлен на три части. На судне хорошо различимы фрагменты железнодорожных локомотивов, горы гильз для снарядов, гуманитарный груз, в трюмах специалисты разглядели машины и тракторы. На поверхность "Фалкон" поднимается с первым трофеем - гильзой.

Проанализировав информацию подводного аппарата, руководство экспедиции решает поднимать на поверхность гильзы и фрагмент крыла самолёта.
Первый предмет со дна Баренцева моря поднят. Далее - основные работы. И у всего экипажа, у всех участников экспедиции ощущение, словно они находятся не то в произведении Рыбакова "Кортик", не то в книге Стивенсовна "Остров сокровищ".

По-прежнему главным добытчиком остаётся "Фалкон". Пока водолазы готовятся к спуску, он продолжает поднимать исторические реликвии.
Возможности подводной машины использовали и при подъёме крыла. "Фалкон" довольно ловко заводил крюк под деталь самолёта, но тут в процесс стала вмешиваться погода. Ветер взволновал море. Стальные крюки не выдерживали нагрузок и разгибались.

Под воду спустился водолаз Дмитрий Колосов. 20 минут пролетели незаметно. Дмитрий уже вновь на борту. Время терять нельзя. Из воды сразу в барокамеру. Первый комментарий через час после подъёма оптимизма участникам экспедиции не прибавил. Водолаз Дмитрий Колосов говорит: "Течение сильное. Нас немного на бочках водит. Предмет в одном месте, а нас сместило. Видимость приличная. Метров 20. Дно чистое".

Но никто не собирался ждать милости от природы. Вновь решили использовать возможности подводного умельца "Фалкона". На этот раз ему предстояла сложнейшая операция. Аппарат должен был обвязать фрагмент крыла верёвкой и закрепить узлом. Сами водолазы признаются: такого они ещё не делали. Ювелирная работа дуэта человека и машины венчается успехом. Осталось аккуратно поднять предмет на борт.

Когда до поверхности оставалось около 10 метров, очередная волна резко качает водолазное судно. Крыло, пролежавшее больше 65 лет под водой, не выдерживает нагрузку. Единственный трофей, который оказывается над водой - жалкая часть конструкции. В итоге с американского транспорта "Томас Дональдсон" удалось поднять семь снарядных гильз. Из них будут изготовлены памятные медали ветеранам и родственникам американских моряков.

Баренцево море не захотело вернуть людям то, что когда-то они сами отдали ему. Десятилетиями остаются на дне морском военные корабли, гражданские суда. Для одних - музеи, для других - братские могилы, для третьих - символы надежды, что когда-нибудь история человечества перестанет быть историей войны.