Тушить пожары в Нижегородской области активно помогают и отряды добровольцев. За последние сутки их число увеличилось на 112 человек. Вместе со спасателями и пожарными им удается держать ситуацию под контролем.

В условиях сорокаградусной жары, практически без отдыха и сна приходится отвоевывать у огня дом за домом, поселок за поселком. Борцы с огненной стихией воспринимают чужое горе как свое и порой сетуют, что силы их не безграничны.

Самое неудобное в пожарном деле – руки не железные. Были бы железные, держи брандспойт хоть круглые сутки – и нет проблем. Начальник караула Николай Нечаев на этом лесном пожаре уже неделю и знает, о чем говорит. Он тушил верховой огненный смерч у деревни Проволочная.

"Там страшно было. Верховой пожар идет все вокруг горит", – рассказывает начальник караула пожарной части N 11 г. Уфы Николай Нечаев.

Вот кадры, снятые в самом эпицентре. Ветер со скоростью двадцать метров в секунду гонит пламя к домам. Вековые деревья горят как спички. Одно падает на машину, едва успевают отвернуть в сторону. Считанные метры до деревни, там в это время срочная эвакуация. Решили сбивать пламя в сторону распаханного поля. Итог: люди живы, деревню отстояли всю до самого последнего сарая.

Проехать тысячу километров из Уфы, чтобы сходу в самое пекло туда, где температура, как говорят под шестьсот градусов, это само по себе уже подвиг. Испытывать многочасовые температурные перегрузки, дышать гарью. А после пожара сутками не мыться и спать в машине, вполуха слушая рацию, чтобы не проспать сигнал тревоги. А проспать не получается, постель неудобная.

Изношенные до невозможности синие футболки МЧС бойцы не снимают даже после нехитрых водных процедур. Носят их как талисман, они заменили пожарный защитный костюм на первом тушении, авось уберегут от шальной горящей головешки и теперь. Расчет заступает на боевое дежурство, задача – не дать низовому пожару перейти в верховой.

"Вот там сейчас встречный пал идет, а вот эта линия – опашка, за мной уже деревня. Огонь на этом рубеже надо удержать", – говорит пожарный Азамат Хабибрахманов.

В деревне Димары, на подходах к которой спасатели из Башкирии тушат лесной пожар, местные хозяйки готовят ребятам горячую еду.
Пока экипажи посменно обедают, дядя Коля, так все здесь называют единственного в деревне слесаря, собственными силами проводит техобслуживание пожарных машин.

"Бамперы навешиваем, глушители прикручиваем. Дороги то, по которым ездят, лесные, непроходимые, техника на износ работает", – сказал житель деревни Димары Николай Розальский.

Прототипов обаятельных огнеборцев – героев из книг или кинофильмов, у экипажа этой пожарной автоцистерны нет. Сергей бывший строитель, Азамат, сварщик, Николай пришел сразу после армии. Рассказывают, что это только рекламные спасатели из телевизионных роликов о службе в МЧС мечтают совершить подвиг. Реальные пожарные мечтают позвонить домой, в Уфу. Услышать бы родные голоса, но мобильные телефоны здесь не работают. А передавать привет через федеральный телеэфир как-то неудобно, все-таки не развлекательная программа, а боевая служба.

За столом сидят. Чай пьют, по очереди говорят: дома пусть не волнуются, приедем, все нормально, победим и вернемся.

Почетные грамоты, благодарности и премии от начальства – это потом. Сейчас снова на пожар, вот так по лесной дороге километров пятнадцать до места.