"Два капитана": ученые приоткрыли тайну гибели "Святой Анны"

В Москве подвели итоги уникального полярного похода. Три месяца российские исследователи провели на Земле Франца Иосифа в поисках следов пропавшей почти 100 лет назад экспедиции Георгия Брусилова. Результаты превзошли все ожидания.

Сегодня в Москве подвели итоги уникального полярного похода. Три месяца российские исследователи провели на Земле Франца Иосифа в поисках следов пропавшей почти 100 лет назад экспедиции Георгия Брусилова. Результаты превзошли все ожидания. Учёные обнаружили останки и личные вещи моряка, который ходил на шхуне "Святая Анна", той самой, чья история легла в основу знаменитого романа Вениамина Каверина "Два капитана". Но это – точно не капитан.

В том, что найденные в Арктике на Земле Франца Иосифа артефакты, – следы экспедиции Брусилова 1912 года, исследователи итак не сомневались.

Загадка гибели шхуны "Святая Анна" в 1914 году во льдах если и не разгадана, то приоткрыта. Почти сто лет эта история была предана забвению.

Но сегодня поисковикам удалось найти и вещи со "Святой Анны", и останки одного из полярников. Причём находки были сделаны на пятый день экспедиции.

"Команда пыталась влезть, как говорится, в шкуру этих людей. И постоянно мы собирались и думали: а что бы мы на их месте делали, как поступили бы и так далее. Это всё, да плюс, наверное, везение, позволило нам найти людей. Я считаю, что это даже не иголка в стоге сена – Арктика немножко побольше", – отмечает руководитель поисковой экспедиции Олег Продан.

Участники поисковой экспедиции предупреждают, капитан "Святой Анны" Георгий Брусилов, племянник легендарного генерала Алексея Брусилова, видимо, покоится на дне Ледовитого океана.

Тот, чьи останки нашли на острове Святого Георга, – не капитан точно.

Это, вероятно, один из пешей четвёрки, покинувшей корабль после годового дрейфа. "Святую Анну" зажало во льдах в Карском море, и корабль медленно дрейфовал в сторону полюса. Группа штурмана Альбанова, который рассорился с Брусиловым, решила прорваться к земле. Четверо на каяках, четверо пешком. Разделились где-то здесь, возле острова Святого Георга.

"Это может быть Регольд, это может быть Максимов, это может быть Губанов, это может быть Смиренников. Имя этого человека пока знает один Бог", – гадает заведующий отделением Российского центра судмедэкспертизы Виктор Звянин.

Чтобы идентифицировать останки, необходимы либо найти потомков всех четверых полярников – тогда можно установить личность по ДНК, либо найти череп погибшего. Но экспедиция обыскала весь мыс Ниль. Безрезультатно. Отчего погиб полярник – тоже пока загадка.

"У каждого своя версия, но я считаю, что человек упал в трещину ледовую, либо накрыло лавиной. Тут проблема не в том, что он один оказался, а в том, что у него оказалось почти всё имущество всей наземной группы. То есть вещи, которые оставляли на пешую группу. Единственное, что мы не нашли – ружьё", – говорит участник поисковой экспедиции Евгений Ферштер.

Но найдены патроны, маркированные 1910-м годом, английский корабельный свисток, что логично: судно "Святая Анна" раньше называлось "Бленкарта" и было оно британским, – нож, фрагменты одежды, карманные часы типа "Брегет", серебряная ложка с инициалами "П.С." – такие были только у матроса Павла Смиренникова, как раз одного из членов группы, очки, чтобы не слепнуть во льдах. Их по ночам делал машинист "Святой Анны" Фрейберг из пустых ромовых бутылок. Но разгадка гибели экспедиции Брусилова, возможно, заключена в дневниках. Их вёл каждый матрос.

"Мы нашли четыре фрагмента – это был листок из дневника, тетрадный листок. Он лежал во льду, впаян. Абсолютно читабелен!" – удивлён подобному везению фотограф и участник поисковой экспедиции Владимир Мельник.

"Сегодня получили последнюю плитку табака. А спички кончились давно", – читает фрагмент дневника Владимир Мельник.

Строки написаны матросом ещё на шхуне. То есть это первая зимовка во льдах. Как выживали дальше – пока неизвестно. Да и трудно представить, что вообще можно два года прожить во льдах, питаясь сухарями. Брусиловская экспедиция не собиралась открывать острова, они хотели набить морского зверя на продажу. Но в итоге их ледовый дрейф вошёл в историю как самый продолжительный.

Трагическая экспедиция стала основой для романа Вениамина Каверина "Два капитана". Но реальные события на борту "Святой Анны" гораздо интереснее любого романа, считают поисковики.

Все вещи и дневники переданы в Институт археологии РАН, то есть тем, кто профессионально умеет раскрывать старые тайны.