Три человека погибли в Египте во время масштабных акций протеста, произошедших накануне. Среди погибших офицер полиции и двое участников демонстрации. 40 полицейских и 60 демонстрантов получили ранения. Участники многотысячных акций выступают за проведение демократических преобразований в стране, против бедности, коррупции и безработицы. Это уже второй случай дестабилизации обстановки в ближневосточной стране за последнее время. В начале января в результате переворота своего кресла лишился президент Туниса Зин Абидин бен Али. На связи со студией "Вестей ФМ" находится президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"Вести ФМ": Евгений Янович, здравствуйте! Ну, что, началось? Северная Африка в огне?
Сатановский: Ну, это красиво, с революционных времен так любили говорить. Проблема в том, что самим бы в огне не оказаться. А то те сценарии, по которым происходит смена престарелых правителей в арабском мире, совершенно необязательно должны арабским миром и ограничиться.
"Вести ФМ": Ну, лучше учиться, конечно, на чужих ошибках. Все-таки что там происходит и что, самое главное, в дальнейшем может произойти? Уж от Египта так не ждали, вроде все было стабильно.
Сатановский: Никакой стабильности там не было достаточно давно. Уж какая стабильность в стране, где массовые теракты, где власти держатся только казнями. А если бы там не вешали братьев–мусульман, не выбивали силовыми методами из парламента фракцию, которая на первых полусвободных выборах взяла 20 процентов голосов, вполне возможно, что Египет был бы сейчас как Сектор Газа - в руках местных исламистов.
Президент задержался у власти. Пришел кд ней в 1981 году, на дворе вообще-то 2011. Ну, как-то нехорошо. Кроме того, у него даже нет преемника, потому что он же был вице-президентом погибшего Анвара Садата, тот был вице-президентом у умершего без времени Гамаля Абдель Насера. А вот себе Мубарак на всякий случай вице-президента не назначал. А попытка передать власть сыну - такая демократическая монархия, которая в арабском и не только в арабском мире популярна - как-то не возымела успеха. На детях политических лидеров природа очень часто отдыхает. Так что, когда он уйдет, а ему уже глубоко за 80, он не бессмертен, либо силовики возьмут власть – господин Сулейман, глава силовых ведомств Египта - и какое-то время продержатся, наверно, не безумно долгое, потому что исламисты там в конечном счете власть все равно возьмут. Либо ситуация будет развиваться по спирали. 4 человека погибли в последних волнениях. Вы знаете, когда свергли иранского шаха, там тоже все начиналось с одного человека, убитого во время демонстрации.
"Вести ФМ": Ну, судя по вашим словам, сценарий пессимистический. И ничего лучше, чем сейчас в Египте, не будет. Ни при каком развитии событий.
Сатановский: Не будет. Наша задача сегодня - в первую очередь очень пристально смотреть, а кто, собственно говоря, в российский муфтият придет из египетского Университета Аль-Азхар, откуда половина идеологов Аль-Каиды. Несмотря на то, что это вовсе не ваххабитское и вполне приемлемое, с точки зрения суннитского ислама, учебное заведение. Потому что эти люди принесут все то, что сегодня в Египте, в Татарстан, в Башкирию и на Северный Кавказ.
Комментарий Евгения Сатановского относительно событий в Египте слушайте в аудиофайле





















































































