Олег Кашин. Роисся вперде. Ад Маргинем. 2011 год. Олег Кашин – известный журналист, чья известность многократно увеличилась после страшного ноябрьского нападения, когда двое неизвестных избили его железными прутами. Эта книга была написана еще до избиения.

Олег Кашин. Роисся вперде. Ад Маргинем. 2011 год.

Олег Кашин – известный журналист, чья известность многократно увеличилась после страшного ноябрьского нападения, когда двое неизвестных избили его железными прутами.

Эта книга была написана еще до избиения. Кстати, у Кашина выходил уже сборник очерковой публицистики "Всюду жизнь" и сборник портретов престарелых бонз и кумиров "Действовавшие лица". На этот раз вышел роман.

Но и тут Кашин верен себе. Возможно, секрет Кашина был разгадан задолго до его рождения в стихотворении советского якутского поэта Семена Данилова "Мальчик-все-наоборот". "Во дворе у нас живет / Мальчик-все-наоборот. / Скажешь: "На, возьми конфету". / Он, конечно, не возьмет". Вопреки упрекам недоброжелателей, Кашин всегда против. Он все время отталкивается - от пошлых клише, от устоявшихся подлых правил, от малодушия и фальши, от предрассудков. Ради подлинного нонконформизма, самостоятельности одиночки, Кашин иногда может занять позицию, которая кому-то покажется "реакционной". И останется все в той же логике свободного человека – думать от противного, бунтовать против умственной инерции. Собственно, только в этом - быть "Мальчиком-все-наоборот" - рецепт настоящей журналистики. И именно поэтому, а не вовсе не из-за бойкого, скороговоркой языка или актуальных примет, проза Кашина воспринимается как продолжение его репортажей и статей. Некоторым продолжением автора видится и герой романа, которого жена трогательно называет "предельной сущностью".

Книгу Кашина уже назвали произведением "нового реализма", что меня, конечно, греет. Но я бы назвал роман и фантастикой, и социальным памфлетом. И страшной сказкой на ночь. И постмодернистским текстом со множеством задорных подмигиваний и печальных цитат. Приобретя книгу, вы узнаете о судьбе современного российского ученого-самоучки Карпова, столкнувшегося с хозяевами жизни. Он изобрел сыворотку, под воздействием которой все, в кого ей ни впрысни – люди ли, кошки ли - стремительно вырастают. Отличная сцена: упоротого вакциной циркача вызвал директор.

"Его интересовало только, понимает ли Вася, что если в его трудовой книжке написано "клоун (лилипут)", то он и должен оставаться лилипутом, а если не хочет, то какого черта он вообще в этом цирке работает".

Приключения чудо-ученого многообразны: власти, бизнес, криминал, и все они вместе, навалились на бедного, и принялись сражаться за него и невероятную жидкость. Карпову сжигают сарай, его бьют, выбивают зуб, куда ж без этого.

"Карпов лежал в коридоре на линолеуме, который стелил еще дед, и пытался жестами показать, что он готов разговаривать, но, когда на кадыке стоит десантный ботинок, слова застревают в горле".

Впрочем, близкому к элитам инструктору в закрытом пансионате, где пленные дети от инъекций выглядели, как взрослые, повезет меньше – он попадет под машину и "умрет от болевого шока вследствие перелома хребта". Рассказчик держит в напряжении до последней страницы. Кроме занимательной фабулы изложенной легко и деловито, книга важна другим. В ней рассказано о нашем обществе и "героях времени", преимущественно, неприятных, гораздо больше, чем могли бы рассказать репортаж или статья.

И пускай это прозвучит диковато, но, прочитав эту книгу, даже не будучи следователем, вы, может быть, составите для себя фотороботы напавших на Олега Кашина.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вест ФМ"