11 марта Японию поразило мощное землетрясение. Магнитуда его составила 9 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение стало сильнейшим за всю историю Японии и одним из самых мощных за время сейсмических наблюдений. Какие уроки Россия может вынести для себя из того, что произошло в Японии? Об этом Ольга Арсланова и Александр Андреев беседовали с радиослушателями в эфире радио "Вести ФМ".
Арсланова: Несколько дней главная тема – национальная катастрофа в Японии. Крупнейшее землетрясение, цунами, затем авария на атомной станции. В общем, настоящая черная полоса. И тем не менее страна, как может, со всем этим ужасом справляется довольно организованно.
Андреев: Надо сказать, что центр обсуждений, наверное, разный - в Японии и за пределами страны, потому что японцы, наверное, обсуждают проблемы на своих атомных станциях, но среди прочих проблем, а что касается мировых СМИ, то, безусловно, для них эта тема - номер один, то, что происходит сейчас на АЭС Японии.
Арсланова: Сегодня хотим поговорить немного о другом, хотя, естественно, будут всплывать различные аспекты этой темы, хотим поговорить о тех уроках, которые мы, наша страна, можем вынести для себя из того, что произошло в Японии. Будем говорить о том, как в Японии организовывали спасательные работы, о том, как общество консолидировалось в этой трагедии, о том, на какие, может быть, ограничения сейчас идут люди для того, чтобы стране было лучше. В общем, обо всем этом будем говорить с вами.
Андреев: Вот одно сообщение, которое уже пришло: "Пожары учат нас, а землетрясения – их. Каждому свое". Вы знаете, мне кажется, что лучше все-таки учиться на чужих ошибках и чужих, без преувеличения, трагедиях, чтобы, если они и повторятся, то не в таких масштабах, как это происходит в других странах.
Арсланова: Иван считает, что если такое случится у нас на Дальнем Востоке, то жертв будет в разы больше. Иван, поясните, почему? Василий: "Добросовестно нужно следовать нормам безопасности по строительству". Видимо, Василий имеет в виду сейсмоустойчивые дома, которые строятся в Японии, да? Да, действительно, наши корреспонденты постоянно говорят об этом. Японцы, когда узнали о том, что произошло, вели себя очень слаженно, как будто бы всю жизнь к этой трагедии готовились.
Андреев: Арсений у нас на связи. Здравствуйте.
Арсений: Хотел бы прежде всего выразить соболезнование всем японским жителям, связанных с этой трагедией. Действительно, редкой трагедии по масштабам. Хотел бы по поводу безопасности АЭС высказать свое мнение. Я сам занимаюсь безопасностью атомных электростанций и в первую очередь сейсмической безопасностью, то есть защитой от землетрясения атомных энергоблоков АЭС на территории России. И есть ряд проблем, которые, если выполнять, то можно решить и минимизировать существенно последствия от землетрясения на атомных станциях.
Андреев: Что касается Японии, то там землетрясение, если и стало то только косвенной причиной того, что произошло на атомных станциях, и об этом говорят сейчас достаточно уважаемые эксперты. Дело в том, что сами атомные станции они не были повреждены. А проблема была в том, что их экстренно отключили, а электричества для обеспечения спокойного погашения этой атомной, ядерной реакции внутри станции не хватило. Дизель-генераторы, которые там стояли, оказались слишком слабыми.
Арсений: Но там же опять, мы слышали из новостей, что какой-то насос отказал, который воду гоняет охлаждающую. Это явилось как раз причиной.
Арсланова: Арсений, а какие уроки мы можем извлечь, тем более вам как специалисту эта тема близка?
Арсений: А мы как специалисты можем единственный урок извлечь, у нас общепринято нормативно: первое – отдельное испытание технологического оборудования атомных электростанций перед поставкой на атомные станции и расчет сейсмостойкости. Ни тот ни другой способ он в полной мере действительность не учитывает на атомной станции. Единственный способ – это обследование натурное энергоблоков атомных станций перед вводом в эксплуатацию, то есть испытания надо проводить натурные, когда оборудование уже смонтировано, чтобы учесть все факторы. Единственно, кто занимается этим сейчас – это Россия. Единственная страна в мире, которая занимается этими обследованиями.
Арсланова: И мы можем урок преподать.
Эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах