Ведущие эксперты обсудили, как защитить культуру от хаоса

Читать Вести в MAX
Как сохранить памятники мирового культурного наследия в условиях массовых беспорядков? Ведущие российские эксперты в области культуры обсудили проблемы сохранности артефактов в связи с последними событиями на Ближнем Востоке.

Как сохранить памятники мирового культурного наследия в условиях массовых беспорядков? Ведущие российские эксперты в области культуры обсудили проблемы сохранности артефактов в связи с последними событиями на Ближнем Востоке. Как устранить угрозу уничтожения памятников культуры, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Подолян.

Ограбление Каирского музея наглядно показало, что может произойти с мировым культурным наследием, когда в стране царит хаос, когда люди, зарабатывающие примерно по 35 евро в месяц, пытались вынести из ведущего собрания Египта предметы, представляющие ценность, для них, конечно, не культурную – материальную, и как разбивали статуэтки с тысячелетней историей, когда понимали, что это не золото, а всего лишь позолота на дереве.
И такая ситуация в нестабильных странах может повториться не раз, уверена Екатерина Селезнева, директор департамента международного сотрудничества Министерства культуры.

"Ситуация с оторванными головами мумий не поддается комментариям. Когда в музее происходит этот беспредел, понимаешь, что эта ситуация может повториться в любое время, в любом месте, потому что мы видим, как все закипело, как эта магма людская забурлила, как это все выплескивается", - поясняет Селезнева.

Сегодня в Египте нет точного списка украденных ценностей. Мародеры ограбили не только Каирский музей, откуда вынесли единичные экспонаты. Серьезные потери и в хранилище в Гизе. Никто не сомневается, что все похищенные предметы окажутся на черном рынке, поэтому очень важно знать о каждом. Чтобы даже самый отчаянный коллекционер понимал - его покупка носит криминальный характер, считает руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков.

"Наша задача - создать такие условия, чтобы все знали, что похищенные предмеры всем известны, любое действие с ними носит криминальный характер. Наша работа - оповещать, что с этими предметами иметь дело нельзя", - рассказывает Петраков.

О том, что система безопасности в музеях оставляет желать лучшего, говорили все эксперты. И география здесь значения уже не имеет, поясняет Екатерина Селезнева.

"Сколько ложных вызов - действительно, как в истории с волками. Двадцать пять раз у тебя "волки-волки", а на 26 раз ты думаешь, что это опять ложный вызов. И все музеи над этим думают. Может быть, делать, как в универмаге - штрих-код?", - предлагает Селезнева.

Главным ньюсмейкером после Египта стала Ливия. Там под угрозой тоже могут оказаться уникальные памятники, рассказывает замдиректора по научной работе Государственного музея Востока Тигран Мкртычев.

"В Ливии находятся в основном памятники, относящиеся к эпохе римского времени. Именно они вызывали интерес туристов и специалистов, но их число и состояние в данный мне неизвестно", - поясняет Мкртычев.

Что сегодня происходит с культурным наследием Ливии, неизвестно, пожалуй, никому, говорит Ника Лаврентьева, хранитель Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

"Создается впечатление, что существуют какие-то административные силы, потому что археологи, которые работают в этих странах, сначала выдают какую-то информацию, а дальше - вакуум. И этот информационный вакуум в такой ситуации может привести к большим потерям, чем если бы об этом говорилось", - считает Лаврентьева.

Культурные потери Ливии будут подсчитывать только после того, как в стране установится хоть какая-нибудь стабильность. И в данной ситуации экспертов успокаивает только то, что культурное наследие Ливии все-таки несравнимо с египетским.