Тема:

Шаттл. Последняя миссия 7 лет назад

Последний шаттл

Стартом "Атлантиса" завершается эпоха американской космической программы Space Shuttle. За тридцать лет задачи многоразовых челноков серьезно изменились - от военной программы "звёздных войн" до мирной программы международного сотрудничества.

"Я думаю, что шаттл - это потрясающее летательное устройство. Более 30 лет он служил нам верой и правдой. С ним легко работать на запусках и приземлениях. Он очень сильно помог нам в исследованиях, в постройке МКС", - говорит о крылатом космическом аппарате заместитель руководителя пуска шаттла Пит Николенко.

"Атлантис", один из 6 построенных в США челноков, стоял на службе НАСА четверть века. Совершил 7 полётов к орбитальному комплексу "Мир", 11 - к Международной космической станции, и даже успел сняться в голливудском блокбастере "Армагеддон".

После завершения последней миссии по доставке на МКС грузов и оборудования, "Атлантис", как и его предшественники шаттлы "Индевор" и "Дискавери", станет музейным экспонатом космического центра имени Кеннеди во Флориде, рядом с местом старта.

Один из самых ярких эпизодов с участием "Атлантиса" - первая в истории пилотируемой космонавтики стыковка челнока с советским орбитальным комплексом "Мир".

Летом 1995 года Николай Бударин вместе с Анатолием Соловьёвым прибыл на станцию "Мир" на шаттле "Атлантис" в составе 71-й американской пилотируемой миссии. Впервые российский космонавт свой первый полёт на орбиту совершил не на "Союзе", а на американском корабле.

"Когда два таких больших объекта в космосе сближаются и стыкуются, то сердце замирает", - вспоминает о своих ощущениях лётчик-космонавт, Герой России Николай Бударин.

Международная космическая станция, сменившая на рубеже веков комплекс "Мир", своим рождением во многом обязана американским челнокам. В мае прошлого года именно "Атлантис" доставил на МКС очередной "кирпичик" российского сегмента, малый исследовательский модуль "Рассвет".

"Во время полёта на станцию "Мир" мы очень многому научились у русских. Не представляю, как бы мы стали строить космическую станцию без тех приобретенных знаний. А когда всё это начиналось, то русские и американцы уже знали, как работать вместе, как наше оборудование функционирует сообща, и даже как мы будем вместе отдыхать", - отмечает астронавт НАСА Майкл Барратт.

Штатный экипаж шаттла - 6 астронавтов. Сегодня экипаж "Атлантиса" сокращён до четырёх человек - запасной корабль при нештатной ситуации на орбите, НАСА прислать не сможет. Вся надежда на российские "Союзы".

"Перед командой STS-135 стоит больше задач, чем перед предыдущей командой, потому что команда состоит только из четырёх человек. В планах есть выход в открытый космос, который будет выполнен двумя космонавтами с космической станции, чтобы помочь экипажу шаттла", - говорит руководитель отряда астронавтов НАСА Пегги Уилсон.

Именно на челноке "Атлантис" совершил в 2002 году свой первый полёт на орбиту российский космонавт Федор Юрчихин. Тогда в экипаже была и Сандра Магнус, которой выпала честь стать одним из главных участников последней миссии шаттла.

"Я бы её назвал великим организатором нашего экипажа. Вообще, "Атлантис" - это легендарный корабль с хорошей судьбой", - говорит о космической подруге и космической крылатой машине Герой России лётчик-космонавт Фёдор Юрчихин.

Кроме Сандры Магнус, в экипаже исторической миссии командир Крис Фергюсон, пилот Дуг Хёрли и специалист Рэкс Уолхейм. Опытные астронавты, за плечами которых по два-три полёта.

"Весь опыт, который мы получили, мы будем использовать, чтобы вернуться к освоению Луны, отправиться на Марс. Мы многому научились на шаттле - работать в космосе, проводить эксперименты. Полёты шаттла очень дорогие. Теперь мы сосредоточим средства на решение новых задач", - заверяет астронавт НАСА Кэтрин Колман.

В ближайшие три года Россия будет единственной страной, выполняющей пилотируемые полёты на МКС. Однако, ни в НАСА, ни в Роскосмосе не исключают - будущие космические экспедиции к Луне или Марсу могут быть совместными.

"Все прекрасно понимают, что идти в одиночку будет очень тяжело. Да и вообще, если такая аналогия уместна - по дороге идти легче в компании. Не потому что это веселее, а потому что это легче, проще и эффективнее", - уверен статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.

Эпоха многоразовых космических кораблей завершена. Шаттлы были слишком дорогими кораблями даже для богатой Америки. И ещё они оказались не очень надежными. Несколько лет относительного затишья в Америке посвятят разработкам новых кораблей и ракет-носителей. Чтобы не отстать, России надо открывать новую страницу своей космической истории – с новыми кораблями и новыми целями.