Российская кремниевая долина пока еще находится в стадии проекта, а набор специалистов уже начался. У компании уже появился генеральный менеджер - Виктор Вексельберг. Научным руководителем проекта назначен академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов. Кроме того, сформулированы и требования к потенциальным сотрудникам кремниевой долины. Изучив их, эксперты заявляют, что количество таких специалистов в России исчисляется десятками. Корреспондент радио "Вести ФМ" Людмила Шаулина составила портрет будущего инноградца.
Шаулина: Над проектом Кремниевой долины работает целая команда разработчиков. Один из аспектов исследования рабочей группы - сами будущие жители, для которых, по словам руководителя рабочей группы по строительству иннограда первого замруководителя администрации президента Владислава Суркова, должны быть созданы самые комфортные условия.
Сурков: Очень важно, чтобы он с самого начала был интернациональным. Чтобы он был такого качества, такого уровня, чтобы сюда приезжали работать специалисты со всего мира. Я думаю, что если в этом городе в конечном итоге не будут жить и работать два, три, четыре нобелевских лауреата, значит, мы не решили свою задачу.
Шаулина: Один нобелевский лауреат дал согласие на работу в будущем городе науки. Жорес Алферов назначен научным руководителем проекта. Что же касается будущих жителей долины, к ним уже обозначены определенные требования: возраст до 35 лет, опыт исследовательской работы в каком-либо направлении науки, опыт преподавательской деятельности в ведущих западных университетах, высокий индекс цитируемости. Основных типов деятельности в будущем Центре исследований и разработок - два, считает генеральный директор группы компаний HeadHunter Михаил Жуков.
Жуков: Первая - это собственно люди, которые создают какую-то прибавочную стоимость, ученые, разработчики, проектировщики, конструкторы, и с ними, я думаю, у нас в стране особых проблем не будет. И вторая группа людей – это те, кто помогает результаты их работ упаковать, продать, что называется.
Шаулина: Разработчики и исследователи в нашей стране есть. Технические ВУЗы по-прежнему готовят квалифицированные кадры. Хотя специалистов экстра-класса не много, рассуждает первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг.
Гохберг: С исследователями есть проблемы, потому, что тут нужны исследователи в полной мере конкурентоспособные на мировом рынке. Не все подойдут. Кроме того, у нас слабое место - это менеджеры инноваций. Но если менеджеры инноваций у нас еще есть, хотя это не крупные проекты, в классе профессиональных менеджеров для сферы научных исследований и трансфера технологий очень серьезный пробел. Число таких специалистов в России исчисляется сотнями.
Шаулина: Похожая картина и в области высоких технологий и разработки программного обеспечения. Программисты достаточно высокого уровня в нашей стране имеются, не хватает менеджеров, сетует Юлия Ясиновская, пиар-директор IT-компании "Параллелс".
Ясиновская: Людьми, которые пишут код, должен кто-то управлять. Как правило, это проджект-, продукт-, проугрэм-менеджеры, которые имеют опыт не столько написания базового кода, сколько управления большими командами разработчиков. Как с точки зрения менеджмента, так и с точки зрения работы с потребителями. И этих людей можно пересчитать по пальцам.
Шаулина: И за них идет нешуточная битва среди работодателей, добавляет руководитель портала Superjob.ru Алексей Захаров.
Захаров: Зарплата - от 100 до 300 тысяч, но здесь еще будут бонусы за реализацию конкретных проектов. Дальше, конечно, такому человеку интересно работать над реализацией конкретной задачи, поэтому если ему предлагается какая-то рутинная работа, то человек не пойдет. Здесь зарплата не является определяющим фактором. А дальше - стандартный соцпакет для такого типа сотрудников.
Шаулина: Есть и другой вариант - выращивать молодых специалистов. Для этого нужны специализированные образовательные программы. Менеджер инноваций обязан не только в совершенстве владеть навыками управления и маркетинга, но и иметь первичное техническое образование. Пока в нашей стране такие специалисты либо самоучками вырастают из разработчиков и исследователей, либо получают дополнительное образование за рубежом. Однако из-за границы редко кто-то возвращается на родину.