У России будет собственная структура, занимающаяся заказом передовых разработок в области обороны. Об этом стало известно после очередного заседания Комиссии по модернизации. Президент собрал ее на Раменском приборостроительном заводе – одном из ведущих отечественных предприятий, выпускающих продукцию для оборонки. Дмитрий Медведев сразу отметил, что в отрасли далеко не все идеально: производство, в основном, мелкосерийное, контроль качества тоже не всегда на высоком уровне.
Чтобы войти на это предприятие, обязательно нужно надеть халаты, воспользоваться автоматом для бахил, а рабочие должны носить стерильные шапочки. Раменский приборостроительный завод – это фактически одна большая так называемая "чистая комната". Здесь производят высокоточные приборы для авиации нового поколения.
Советские и российские истребители, знаменитые на весь мир, летают, в том числе благодаря изобретениям ученых из Раменского. Прибор, напоминающий кристалл, называется лазерный гироскоп. Их устанавливают на самолеты, вертолеты, корабли, ракеты. По сути, это высокоточная навигация. Не нужны никакие спутники – ракета все равно прилетит точно в цель.
О своих достижениях заводчане рассказывали президенту с гордостью. Временами – очень большой гордостью. Но, несмотря на все успехи, и здесь заметно: многое не менялось с советских времен. И такая ситуация характерна для всей оборонки, в целом. Раньше жаловались – нет денег. Теперь деньги появились – и довольно большие, но закупать на них зачастую попросту нечего.
"Ситуация довольно плохая, – констатирует Дмитрий Медведев. – Она довольно тяжелая, по целому ряду направлений ОПК не способен отреагировать на увеличение заказов адекватным ростом высокотехнологичной продукции. Производство остается мелкосерийным. Мы отстаем от индустриальных стран – и в организации производства, и в области контроля качества. До сих пор ряд российских конструкторских бюро занимается оптимизацией советских разработок".
При этом из федерального бюджета с каждым годом выделяется все больше и больше денег на военно-промышленный комплекс. Даже в кризис здесь был рост. В ближайшие годы финансирование еще увеличится.
"За 10 лет это 22 триллиона рублей, – сообщает заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов. – Такого раньше никогда не было, о таком только мечтали".
Но эти деньги, понятно, должны сработать эффективно. Модернизация страны, объявленная президентом, вряд ли возможна без модернизации огромного военно-промышленного сектора. "Я хотел бы, чтобы те самые деньги самым активным образом простимулировали инновационную деятельность, – говорит президент. – Это должно дать коммулятивный эффект, а оборонно-промышленный комплекс должен стать и генератором инноваций".
Причем там, где это допустимо, военные разработки вполне могут тесно увязываться с гражданскими. И такие примеры есть. На Уральском оптико-механическом заводе, где вообще-то делают военную технику, научились делать светофоры нового поколения: как бы сильно не светило солнце, сигналы видно все равно. Но во всем мире, конечно, знаменита одна из американских компаний, изобретения которой теперь есть повсюду. Подобная структура, которая концентрировалась бы на прорывных технологий в военной сфере, нужна и России.
"Многие разработки – от Интернета до GPS – в итоге вышли на открытый рынок, – отмечает Дмитрий Медведев. – Сегодня, скажем откровенно, такой системы у нас нет, даже, несмотря на обилие всяких агентств".
Поручение о создание такой структуры уже дано. И вряд ли кто-то будет возражать против этого, ведь в Госдуме принят закон об инновационном центре в Сколковое. И довольно редкое событие: все партии проголосовали одинаково.























































































