В России составят список болезней, препятствующих содержанию под стражей. В Госдуму внесен президентский законопроект, разрешающий освобождать тяжелобольных подозреваемых из-под стражи. Поправки направлены на то, чтобы обеспечить конституционное право подозреваемого или обвиняемого на охрану жизни и здоровья. О том, что такие изменения необходимы, заговорили сразу после ряда громких смертей тяжелобольных людей, которые находились в СИЗО. Каких категорий заключенных могут коснуться нововведения, "Вести ФМ" узнали у Владимира Груздева, первого зампреда комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
"Вести ФМ": Владимир Сергеевич, здравствуйте. Генпрокуратура, проверившая российских заключенных, пришла к выводу, что свыше 90% из них имеют различные заболевания. Так о какой категории мы говорим? Мы же не можем отпустить 90% заключенных?
Груздев: Президент внес инициативу об освобождении из СИЗО (следственных изоляторов) людей, которые еще не осуждены, а которые подозреваются либо обвиняются в совершении тех или иных преступлениях. А вы говорите все-таки немножко о другой категории – это заключенные, по которым уже вынесен судебный вердикт.
"Вести ФМ": И к ним эти поправки относиться не будут?
Груздев: Совершенно верно. Речь идет только о подозреваемых, обвиняемых, которые находятся в СИЗО, по которым еще судебное решение не вынесено. Это естественный и понятный шаг со стороны президента. Он уже в течение года ведет политику смягчения, скажем так, содержания людей под стражей. И это совершенно правильная и продуманная политика. Это один из законопроектов из того блока, которые регулируют эту сферу деятельности. К сожалению, действительно, это происходит на фоне тех событий, которые происходили и о которых мы с вами знаем.
"Вести ФМ": А как соотнести тяжесть содеянного и тяжесть заболевания? Механизм уже известен?
Груздев: Механизмы в принципе прописаны в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. У нас преступления разделены на преступления разной тяжести - это преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Речь, прежде всего, идет о преступлениях небольших и средней тяжести. Хочу вам напомнить, что мой коллега Павел Крашенинников уже предлагал установить зачетные сроки для тех людей, которые находятся в СИЗО, потому что условия содержания и в СИЗО, и в колонии значительно хуже. В колонии соблюдаются нормы по предоставлению площади для заключенных, там уже устоявшиеся какие-то коллективы, в которых люди отбывают наказание. СИЗО – это совершенно иное. Более того, колонии распределяются по разным видам. В СИЗО могут содержаться в одной и той же камере обвиняемые по преступлениям в малой тяжести и по тяжким, особо тяжким преступлениям.
Полностью комментарии Владимира Груздева слушайте в аудиофайле.