Тема:

Жесткая посадка Ту-154 10 лет назад

Следователи допросили пилотов разбившегося Ту-154

Анализ данных, полученных с бортовых самописцев, покажет, почему в двигатели перестало поступать топливо
Следователи допросили пилотов разбившегося в субботу Ту-154 "Авиалиний Дагестана". По их версии, двигатели заглохли потому, что в баках замерзло топливо.

Следователи допросили пилотов разбившегося в субботу Ту-154 "Авиалиний Дагестана". По их версии, двигатели заглохли потому, что в баках замерзло топливо. Впрочем, специалисты к такому объяснению относятся весьма скептически, а следствие по-прежнему разрабатывает три основные причины аварийной посадки - ошибка пилотов, неисправность самолета перед вылетом и поломка узлов и агрегатов в полете. В продолжение темы - материал корреспондента "Вестей ФМ" Яны Мельниковой.

Мельникова: Место аварийной посадки Ту-154 "Авиалиний Дагестана" по-прежнему оцеплено. На месте уже вторые сутки работают следователи. Найдены два черных ящика, их уже расшифровывают в Межгосударственном авиационном комитете. Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов рассказал о первых результатах работы экспертов.

Ермолов: Предварительный анализ записи показал: взлет был произведен в 14.08, примерно в 14.16 после набора около 6500 метров высоты начали регистрироваться колебания в подаче топлива всех трех двигателей. На высоте около 9000 метров произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению. После периода неустойчивой работы работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета.

Мельникова: Следователи уже опросили более 100 человек - это экипаж, диспетчеры, пассажиры и эксперты. Основных версий пока три - ошибка пилотов, неисправность самолета перед вылетом и поломка узлов и агрегатов в полете. Пилоты, которых уже удалось допросить, с первой версией категорически не согласны. По их мнению, топливо перестало подаваться в двигатель, потому что замерзло. Второй пилот Магомед Шамалов обвинил в халатности сотрудников аэропорта, которые готовили лайнер к полету. Он уверен, что в топливо для двигателей забыли залить "Арктик", специальную жидкость вроде автомобильной незамерзайки. Независимый эксперт Евгений Островский подверг сомнению версию пилотов.

Островский: Наверху, на высоте 10000 метров, что летом, что зимой всегда минус 54. Поэтому тезис о том, что залили летний керосин, - это ерунда. Керосин замерзает, только если там вода. Но мне даже при почти разрушенной системе контроля качества тяжело представить аэропорт, в котором бы заправили керосин с водой. Если там действительно вода, то это серьезный вопрос к тем, кто заправлял. Но полагаю, что это обычный досужий домысел, который рождается каждый раз, когда падает самолет.

Мельникова: Однако российский обозреватель журнала Flight iternational Владимир Карнозов подтвердил существование неких присадок для керосина, о которых говорят пилоты. Но стоит отметить, что в тот же день и в том же месте заправляли еще один лайнер. Он отправлялся в Сургут, куда благополучно прибыл. И следствие уже направило запрос изъять образцы топлива с этого самолета. Тем временем, накануне в Махачкале в компании "Авиалинии Дагестана" изъяли техническую документацию на самолет, эксперты уже работают и над документами с Внуковского авиаремонтного завода, где в прошлом году ремонтировали этот лайнер. По мнению главного редактора национального аэрокосмического журнала "Взлет" Андрея Фомина, утверждать, что виноваты пилоты или те, кто заправил самолет некачественным керосином, преждевременно. Ситуация, когда у самолета отказывают все двигатели, по словам эксперта, почти нереальна. К тому же перед посадкой один из двигателей все-таки заработал.

Фомин: Самолет хоть и получил серьезные повреждения, но он не сгорел. Имеется возможность доступа и к оставшимся фрагментам, и силовым установкам, и к топливным бакам, и к агрегатам топливной системы. Поэтому основные направления исследования в ходе расследования этого авиационного происшествия будут связаны с выявлением качества заправленного топлива и к оценке функционирования топливной системы.

Мельникова: Следователи также изучают видеозаписи экстренной посадки Ту-154. Работа на месте крушения в Домодедове продлится еще день-два. За это время эксперты рассчитывают найти речевой самописец, после чего лайнер уберут с аэродрома.