Бронзовый Пётр: прошлое и настоящее. Спецпроект "Реконструкция"

Споры вокруг переноса памятника Петру Первому не стихают. На 98-метровый монумент уже претендуют сразу несколько российских городов, в том числе Архангельск, Петрозаводск и Воронеж.

Споры вокруг переноса памятника Петру Первому не стихают. На 98-метровый монумент уже претендуют сразу несколько российских городов, в том числе Архангельск, Петрозаводск и Воронеж. А пока дальнейшая судьба гигантского изваяния неясна, радио "Вести ФМ" в спецпроекте "Реконструкция" решило вспомнить, как памятник появился в российской столице.

1997 год.

Друг Юрия Лужкова, скульптор Зураб Церетели получает заказ от столичного правительства изготовить памятник "в ознаменование трехсотлетия Российского флота". Тут же появляется легенда о том, что Церетели слегка видоизменил статую Колумба, которую предлагал США к пятисотлетию открытия европейцами Америки и которую те якобы отвергли.

Еще в эскизах Петра не критиковал только ленивый. Специалисты и горожане сошлись во мнении о том, что памятник не просто не имеет никакой художественной ценности для города, но ужасающе меняет привычный для москвичей облик стрелки Обводного канала и Москвы-реки.

Однако мнения общественности чиновники не слышат, и Петра начинают строить. Зураб Церетели лично контролирует возведение памятника:

"Да, нормально. Все хорошо. Только надо сейчас ровно посадить, чтобы я мог все точки посмотреть вокруг", - командует Церетели.

Против установки памятника проводится громкая акция журнала "Столица" под названием "Вас здесь не стояло". Стикерами с этим лозунгом и изображением перечеркнутой красной линией статуи, обклеивают стены зданий и вагоны московского метро. Параллельно проводится сбор подписей против возведения истукана в самом центре столицы. Это тоже не приводит ни к каким результатам.

Ночь с 5 на 6 июля. 1997 год.

Памятник заминирован. Взрывное устройство у основания памятника устанавливают участники группировки "Реввоенсовет", пробравшись к постаменту в аквалангах и использовав торпеду-буксировщик.

Кто-то предупреждает правоохранительные органы о готовящемся взрыве, и бомбу обезвреживают. Участников группировки "Реввоенсовет" суд приговорил к реальным срокам лишения свободы.

5 сентября. 1997 год.

Акции протеста не помогают. 98-метровый памятник торжественно открывают на стрелке Москвы-реки и Обводного канала на Крымской набережной.

Мэр Москвы Юрий Лужков произносит речь в честь этого события:

"Сегодня с особым почтением вспоминая деяния Петра Великого. Это был царь, который преумножал богатства, славу и силу России, который еще в юном возрасте понял, что без флота, без выхода к морям и океанам нет у России будущего. Россия не может стать великой державой. Россия должна дышать морским воздухом. И здесь, в Москве, создавался и закладывался. Здесь Петр еще в 12-летним возрасте… его великие помыслы, рожденного в Москве и Москвой, воспитанного в Москве и Москвой, увековечили в этом прекрасном, грандиозном, красивейшем монументе".

Когда царь уже возвышается над Москвой, становится понятно, что в этой композиции допущена масса погрешностей не только художественного, но и фактического характера. Архитекторы и художники в один голос критикуют монумент. Среди них – координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин:

"Надо внимательнее взглянуть на памятник. Его постамент – это ростральная колонн, то есть колонна, украшенная носами трофейных кораблей. На носах трофейных кораблей установлены Андреевские флаги. Получается, что памятник 300-летию Российского флота – это памятник поражению российского флота, какому-то его чудовищному разгрому".

Директор музея архитектуры Давид Саркисян комментирует статую российского царя так:

"Он полностью отражает дух нашего времени и того, что сейчас происходит в Москве. Во всей его грандиозности, нелепости, странности, неуместности в памятнике есть выдающееся достоинство – это точный диагноз того, что с нами сейчас происходит".

Все время, пока монумент работы Церетели стоит в самом центре столицы, потоки критики в его адрес не останавливаются.

2007 год.

Музей Актуального искусства в Москве перед входом в галерею устанавливает ящик для сбора средств на снос памятников работы Церетели. За две недели набирается почти сто тысяч рублей. Директор музея Генри Ясас признается, что сам был удивлен такой активностью посетителей:

"Вход стоит 200 рублей, но даже продажа музейных билетов приносила меньше денег, чем пожертвования. Наши гости с радостью отдавали свои кровные на демонтаж нелюбимых монументов. И не только отечественные дензнаки, но и валюту. За две недели набралось около 95 тысяч рублей".

Эта акция, однако, не привела к каким-то решительным действиям по сносу творений Церетели. Организаторы сбора средств таким образом хотели "оживить российское монументальные искусство" и привлечь внимание общественности к уродству, которое повсеместно окружает москвичей.

2008 год.

Интернет-портал "Виртуальный турист" публикует результаты опроса о неудачных достопримечательностях. Памятник Петру включают в десятку самых уродливых монументов в мире.

4 октября. 2010 год.

Лужков уже несколько дней не является столичным градоначальником. Временно исполняющий обязанности мэра, бывший сподвижник и заместитель Юрия Лужкова, Владимир Ресин активно принимается устранять последствия лужковского правления. Одним из первых пунктов в его списке – перенос памятника Петру. Это предложение Ресин озвучивает на оперативном совещании.

Зураб Церетели моментально реагирует на это заявление в своем блоге:

"Перенести памятник "В ознаменование 300-летия российского флота"? Это позор для них, для меня - реклама. Кто не любит своих царей - те не патриоты. Все они временщики, которые хотят занять места в мэрии".

По телефону каналу "Россия" скульптор сообщает:

"Памятник Петру принадлежит им. Куда хотят, туда пусть и переносят. Что касается меня и Лужкова, то я об этом сейчас в первый раз заявляю, может, это не очень красиво, но мы уже пять лет как не общаемся".

Воодушевленная предложением Ресина общественность предлагает перенести Петра в самые разные уголки страны - от Южного Бутова до Архангельска. Санкт-Петербург царя принять отказался, а вот в Петрозаводске Петра очень ждут и надеются привлечь в город туристов за счет московского монумента. Председатель петрозаводского Горсовета Олег Фокин крайне рад принять у себя отвергнутого новыми московскими властями царя:

"Такая скульптура была бы украшением города. Конечно, в Москве, может быть, это наоборот портит вид. Но Москва-река... не сравнить ее с Онежским озером, это море. Поэтому здесь оно бы вписалось очень хорошо. Мы на этом бы только зарабатывали. Если бы такой памятник встал бы у нас на набережной, дополнительные туристы в Петрозаводск приезжали бы и оставляли бы здесь свои деньги".

Там уже выбрали место для памятника – на набережной вдоль Онежского озера. Создатель статуи Зураб Церетели обижен нападками на свое творение:

"Иностранцы, жители Москвы, которые молятся и благодарят, что я создал образ царя, образ Петра… Это уже на их совести. Я больше ничего не могу сказать. Но перенести… Это ужас будет".

Царь Петр, урожденный москвич, искренне не любивший наш город, простоял над столицей около тринадцати лет, и простоит на своем месте еще как минимум до весны 2011.

Перенос памятника из центра Москвы оценивают в миллиард рублей. Общественность снова возмущена: на эти деньги можно построить два детских садика. Однако Владимир Ресин от своей затеи, как и московские власти 13 дет назад, отказываться не собирается.

Зураб Церетели, подозревающий, что сносом Петра власти расчищают место под другой памятник, на это заявляет о своей готовности поставить на месте Петра скульптуру Ресина.

Спецпроект "Реконструкция" слушайте в аудиофайле