Сегодня исполняется 70 лет сотруднику посольства Литовской Республики в Москве, министру-советнику посольства, но нам он известен больше как актер - это Юозас Будрайтис. Об актере и его дипломатических победах за без малого 15 лет дипломатической работы – культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Сегодня Будрайтис отмечает свое 70-летие, а завтра вечером уже уезжает на поезде на родину, в Вильнюс. Правда, расставание будет недолгим: пенсионер республиканского значения уже через месяц должен приехать в Петербург, где литовский режиссер Йонас Вайтку начинает репетировать "Чайку", и занял в своем спектакле почти всех ему и нам известных литовских актеров, и Будрайтиса, и Адомайтиса. При всей нашей любви к немногословному Будрайтису, надо признать, что это редкий случай, когда актера полюбили, практически не зная его голоса, в этом отношении Будрайтиса можно даже сравнить с иностранными кинозвездами: ведь в кино его часто дублировали другие. Правда, Будрайтису всегда везло, его озвучивали лучшие. Скажем, в "Подранках" его герой говорит голосом Николая Губенко, а в фильме "Опасный возраст", где Будрайтис играет нюхача, парфюмера, специалиста по запахам, который неожиданно теряет свой редкий талант, - так вот в этом фильме он говорил голосом Смоктуновского. И надо сказать, Смоктуновский как-то удивительно точно поймал эту немногословную, молчаливую, негромкую манеру актера.
Манера как бы и не актерская, сразу же вспоминаешь, что Будрайтис и не собирался в актеры, учился на юридическом факультете, когда с третьего курса режиссер Жалакявичюс пригласил его в ставший легендарным фильм "Никто не хотел умирать". С тех пор, с 1966, и пошла слава Будрайтиса и сама знаменитая литовская актерская школа молчаливых гениев - Банионис, Будрайтис, Адомайтис, Вия Артмане. В советском кинематографе представителям литовской школы чаще всего давали играть фашистов, в лучшем случае - американских шпионов. Будрайтиса это порой обижало - в конце концов, у себя-то в Литве ему даже роль Ленина в свое время доверили сыграть в пьесе Шатрова "Синие кони на красной траве".
В начале 90-х, когда Литва стала независимой, кино, понятное дело, в стране не снимали, Будрайтис сидел в кабинете председателя местного театрального союза, и, в общем, делать ему было особенно нечего, так что дипломатическая служба стала для него отчасти спасением. И вот - в Москве его встретили как родного, и родине, мне кажется, он тоже пользу принес. При нем на Поварской открылся Дом литовской культуры - Дом Балтрушайтиса, стали регулярными гастроли литовских театров, ну и как пик карьеры - назначение литовского режиссера художественным руководителем одного из главных в России театров - Вахтанговского. И Сондецкис, народный артист СССР, не востребованный у себя в Литве, тоже был пристроен - главным приглашенным дирижером в один из лучших российских оркестров.
В Москве он работал почти 15 лет, для дипломата - почти немыслимый срок, для актера – нормальный; он успел сыграть и в "Даун-хаусе", и в "Гибели империи", и в "Апостоле". Даже в "Черной молнии". Если бы остался в Литве, вряд ли бы каждый раз вызывали его из заграницы. Так что спасибо литовскому МИДу за хорошего актера и дипломата. Главное теперь, когда он окончательно завершает со службой, не потерять творческие связи.