Уникальную жидкость для тушения пожаров в музеях и архивах изобрели российские ученые. С огнем она справляется не хуже воды, но при этом ничуть не вредит важным документам и старинным полотнам. Новинка уже защищает от огня экспонаты одного из московских музеев.

Этот аквариум был бы рад заполучить в свой арсенал любой фокусник. С прозрачной жидкостью, на вид неотличимой от воды, можно придумать массу эффектных трюков. На дно на глазах изумленной публики опускается компьютерный монитор – он продолжает без помех работать, розетка под напряжением 220, газетная бумага – не расползается, по-прежнему прочна, "Энциклопедия мудрости" – страницы даже не слипаются, мобильный телефон.

Жидкость не проводит электричество и испаряется быстрее воды в 50 раз. Аппаратура, бумага высыхают за каких-то 2-3 минуты. Следом окунают паспорт – чернила и печати не размываются и, наконец, апофеоз шоу – в аквариуме топят картину маслом.

Но основное практическое свойство вещества, главные компоненты которого – кислород, углерод и фтор – оно моментально тушит огонь. Причем, с пламенем легко справляется не только жидкость, но и ее пары. Коробок для эффекта окунают – он меньше чем за полминуты высыхает, спичка зажигается без проблем. Затухает она, не касаясь поверхности. Это и есть действие пара. Газ ученые предлагают использовать в музеях. Он быстро справится с огнем и не нанесет вреда экспонатам.

Пожар – самый страшный кошмар любого музейщика. Во-первых, очень часто сами по себе здания музеев являются старинными архитектурными памятниками. Во-вторых, конечно, экспонаты, большая часть которых в единственном экземпляре. В музее музыкальных инструментов таких предметов сотни: вот старинная арфа, английский клавесин и, наконец, бесценная скрипка Страдивари.

Ценных предметов в запасниках музея музыкальных инструментов сотни тысяч. К стеллажам подходят только в перчатках. Здесь имущества на миллионы. И даже не рублей – долларов.

На минус третьем этаже музея, куда никогда не ступала нога обычного посетителя, находится станция газового тушения. В этих красных баллонах – то самое вещество, которое тушит и тут же высыхает, не нанося вреда ни экспонатам, ни сотрудникам музея.

"При срабатывании тревожной сигнализации открываются эти баллоны, и газ по трубам разветвляется точно по команде точно туда, где происходит нештатная ситуация", – рассказал заместитель директора по развитию имущественного комплекса Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки.

Установка станции газового тушения – удовольствие для многих музеев дорогое. Но в случае возгорания ущерб, как правило, несопоставим с тратами на безопасность. Это хорошо показал пожар в реставрационном центре Грабаря летом прошлого года. Многие картины пострадали не столько от огня, сколько от воды. Их восстанавливают до сих пор.