Тема:

Пожар в центре Грабаря 13 лет назад

Пожар в Центре Грабаря: время подсчитывать убытки

Он прошел огонь и воду, и пока неясно, стоит ли его восстанавливать.
Подсчет убытков и разбор завалов в реставрационном центре Грабаря в Москве продлятся месяц. Об этом сообщило Министерство культуры
Борьба с огнём длится уже больше двух часов. Несколько вертолётов доставляют воду прямо из реки Яузы, которая протекает здесь совсем рядом. Но это почти не приносит результата. Огонь вырвался наружу и вот уже горит кровля.
Он прошел огонь и воду, и пока неясно, стоит ли его восстанавливать.
Подсчет убытков и разбор завалов в реставрационном центре Грабаря в Москве продлятся месяц. Об этом сообщило Министерство культуры
Борьба с огнём длится уже больше двух часов. Несколько вертолётов доставляют воду прямо из реки Яузы, которая протекает здесь совсем рядом. Но это почти не приносит результата. Огонь вырвался наружу и вот уже горит кровля.
Ущерб от пожара, нанесенный реставрационному центру имени Грабаря, оценивается в 100 миллионов рублей. Это только предварительная оценка ущерба, и касается только сгоревшего здания Центра Грабаря. Ценнее стен, конечно, то, что в них хранилось – произведения искусства.

Он прошел огонь и воду, и пока неясно, стоит ли его восстанавливать. Ущерб от пожара, нанесенный реставрационному центру имени Грабаря, оценивается в 100 миллионов рублей. Эту цифру озвучили в столичном следственном управлении СКП России. И там же сегодня сообщили о возбуждении уголовного дела в отношении замдиректора Центра и двоих рабочих по статьям "Халатность" и "Уничтожение имущества по неосторожности".

100 миллионов рублей – это только предварительная оценка ущерба, и касается только сгоревшего здания Центра Грабаря. Ценнее стен, конечно, то, что в них хранилось – произведения искусства. На момент пожара их было 1220. 1219 найдены. Пропала одна гравюра – XIX века. Ее рыночная стоимость 300 рублей.

"Наиболее сильно пострадал ковер из Мураново и знамя "Переславль Залесский". Стоимость и того, и другого – 100 и 150 тысяч рублей", – информирует Рамазан Колоев, директор департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ.

Сильно повреждены огнем, водой и пожарной пеной и сени царских врат из Вологодской области. Их оценивают в 300 тысяч долларов. Очень ценный, пятиметровый портрет Александра первого работы Джорджа Доу из музеев Кремля в день пожара как раз был на реставрационном столе.

"Картина была на рабочем подрамнике. Перекладина сгорела, и два метра с одной и другой стороны не сохранились", – рассказывает Надежда Кошкина, заведующая отделом реставрации масляной живописи Центра им. Грабаря.

Экстренного вмешательства требуют всего 58 работ. Сейчас пытаются посчитать, во сколько обойдется повторная реставрация. Ни одно произведение искусства, находившееся в центре Грабаря застраховано не было.

"Мы, Центр, брали ответственность: у нас три барьера охраны", – объясняет директор Центра Алексей Владимиров.

Но даже три барьера охраны не помешали двум рабочим беспрепятственно пройти на крышу и чинить ее на тридцатиградусной жаре газовыми паяльными лампами. В отношении горе-мастеров возбуждено уголовное дело.

В халатности подозревается и заместитель директора центра Грабаря Сергей Селивенин: это он, по данным следствия, пустил ремонтников в здание, причем без заключения договора.

"Им в ходе работ не был установлен строгий контроль, как предписывают нормативные акты . Кроме того Селивениным не был выставлен пост пожарной охраны из числа местной пожарной службы", – информирует Борис Пестов старший следователь следственного отдела по ЦАО СУ СКП РФ по г. Москве.

А ведь это было не первое возгорание в Центре Грабаря всего за 4 года, которые реставраторы провели здесь, на улице Радио. Они успели даже привыкнуть к постоянным сигналам тревоги, вот только система оповещения на этот раз не сработала. Сотрудники Центра, оправившись от шока, вспоминали про множественные очаги возгорания и единственную открытую для эвакуации дверь. Еще рассказали про то, что здание не было приспособлено для тонкого реставрационного дела.

"У нас вентиляция для офисов не рассчитана на мастерские, где горючие вещества", – рассказал реставратор Дарья Сваткова.

Сотрудники центра уже полностью освободили погоревшие кабинеты и от шедевров, и от личных вещей. Подлежит ли восстановлению здание, через неделю предстоит решить специалистам Технадзора.