"Радио России-Оренбург" с сегодняшнего дня запускает новый проект, посвященный
Режиссер Марина Донскова вспоминает: никогда раньше в эфире радио это произведение не звучало. "Возникла такая потребность говорить на эту тему", — считает режиссер, лауреат губернаторской премии "Оренбургская лира" Марина Донскова.
Восьмая серия. Запись на радио. Актер Андрей Антонов читает повесть. Впервые он познакомился с ней 20 лет назад. Но тогда книга не казалась такой трагичной. В Советском Союзе о правде голодных двадцатых было принято молчать. "Это произведение сейчас забыто. Неверов тогда написал его в жанре страшной сказки", — сказал заслуженный артист РФ Андрей Антонов.
В 1968 на Узбекской киностудии сняли фильм по одноименной повести Неверова. Его открыто показывали в советских кинотеатрах. Каждый школьник знал сюжет: Мишка Додонов с другом Сережкой уезжают в Ташкент за хлебом. В деревне, где они жили был страшный голод.
Бузулукский уезд начала прошлого века был частью Самарской губернии. Ещё в царской России этот край считался хлебной житницей страны. Здесь выращивали на импорт пшеницу твердых сортов, так называемую "белотурку". И отправляли за границу.
"Была встреча Алексея Галактионова, члена самарского ревкома, с Лениным, где руководитель бузулукского райкома сообщил о том, что в Поволжье много хлеба. И тогда началась самая настоящая выкачка зерна", — рассказывает историк, краевед Сергей Колычев.
В честь этого человека в городе названа улица. На доме, где он жил,
Обложенный нереальными продразверстками Бузулукский уезд накрыл голодомор. В государственном архиве сохранились ценные документы, где приводятся сведения об умерших. Из доклада следует, что ожидали гораздо больших потерь.
"За осень весну
Выживать помогали квакеры. Миссионерская организация американцев и англичан поставляла в Бузулук еду и одежду. Кормили всех: детей, женщин, стариков. В начале
За умерших от голода и тогда, и сейчас молятся во Всесвятском храме Тихвинского женского монастыря. В двадцатые годы прошлого века это была кладбищенская часовня. Ее строили как семейную усыпальницу. Но так случилось, что вдоль стен часовни хоронили голодающих Поволжья.
В Бузулуке
Лишь малая часть экспозиции из музея голода перешла в краеведческий. В Бузулуке не принято помнить о тех событиях. Зато память о красногвардейцах — на каждом шагу. Сегодня город напоминает парк Гражданской войны: кто был виновен в гибели людей, стал героем современности.
"Были увековечены отдельные деятели, герои Гражданской войны со стороны красных", — рассказал Сергей Колычев.
У голодомора нет героев. Только жертвы. Тот же Мишка Додонов из повести "Ташкент — город хлебный" вернулся домой с хлебом. А дома уже не было: братья умерли от голода, больная мать не вставала с постели.
Возможно,