Англичанин становится рабом. Реплика Максима Соколова

Случаи рабовладения, которыми, к сожалению, наших граждан не удивишь, как оказалось, случаются и во вполне благополучной Великобритании. Почему, задается вопросом аналитик и обозреватель Александр Соколов.

Вопреки великолепным словам британского гимна о том, что "никогда британец не будет рабом", полиция расположенного к северу от Лондона английского графства Бедфордшир, установила, что кое-где и у них порой это также случается.

На окраине города Лутон Баззард с населением около 40 тысяч человек, на придорожной стоянке полиция обыскала дорожные фургоны представителей народности, которую одни считают цыганами, а другие называют irish travellers, "ирландские путешественники". А в фургонах путешественников обнаружилось 24 человека невольников.

Треть из них – 8 человек – были непосредственно подданными Ее Величества, которым, согласно гимну, совсем уже не положено быть рабами на своей же английской земле. Остальные – эмигранты из Восточной Европы: трое поляков, двое румын, один мужчина из Литвы, один из Латвии, подданство остальных неясно.

Методика свободолюбивых рабовладельцев-путешественников была совершенно неоригинальной и хорошо знакомой нам по описанию подобных же случаев, имевших место в России. Будущих рабов ловили в местах раздачи благотворительной еды или в очередях за пособиями, многие были пьяницами.

По словам инспектора местной полиции: "Когда их нанимали, им обещали питание, жилье и плату в 80 фунтов стерлингов (127 американских долларов) в день. Но когда они попадали сюда, их брили наголо, сажали в контейнеры для перевозки лошадей, в собачьи будки или старые трейлеры, заставляли работать бесплатно и очень скудно кормили".

При этом рабы… "Находятся в очень плохом состоянии, они содержались в чудовищных антисанитарных условиях... Некоторые из них оказались здесь всего несколько недель назад, а другие жили и работали на положении рабов до 15 лет".

Нам на этом фоне гордиться решительно нечем. Патриархальное рабство описанного типа существовало еще на территории СССР во вполне мирные брежневские времена. С распадом сперва централизованной, а затем – вообще всякой власти рабовладение, в особенности в глухих местах, а также в национальных республиках, куда центральной власти ходу фактически не было, весьма распространилось и укрепилось.

Повесть "Кавказский пленник" Льва Николаевича Толстого на новом витке исторического развития. Причем пленник не обязательно кавказский – широка страна моя родная, в ней много мест для удобного содержания невольников, куда не то что милиция с полицией, а сам черт не полезет.

Сильные же черты сходства между историей, о которой сообщила "Би-би-си", и подобными же отечественными историями в том, что и там, и там имелось и развивалось явление, которое было названо "правовым оффшором". То есть имеются зоны – иногда постоянные, иногда, как в случае с ирландскими путешественниками, даже и переменные – на территории которых общегосударственный закон не действует. То есть полиция не суется.

Попервоначалу получается даже вроде и приемлемо. Связываться с романтическими меньшинствами себе дороже, и проще закрыть глаза на неудобства в виде мелких краж или беспатентной торговли. Беда в том, что правовые оффшоры имеют свойство развиваться. Вчера – мелкие кражи, сегодня – торговля тяжелыми наркотиками или же рабовладельчество, а оффшорные правила, предполагающие невмешательство, уже сложились, и ломать их трудно.

И дело здесь никак не в расизме. Те самые ирландские путешественники с этнографической точки зрения не имеют никакого отношения к цыганам, но являются потомками ирландцев, в XVII веке подвергшихся жестоким гонениям Кромвеля, и с тех пор избравшими кочевой образ жизни.

Никакого родства с цыганами, пришедшими из Индии, у них нет, но романтический образ жизни в сочетании с льготами правового оффшора приводят к сходным последствиям.

Так что надо на совершенно интернациональной основе сгибать им всем шею под железное ярмо закона. Иначе некрасивые истории будут всё множиться и множиться.