Тема:

Дагестанский пленник 12 лет назад

После 11 лет рабства в Дагестане солдат арестован за побег

Военная прокуратура Саратовской области разбирается в судьбе рядового Андрея Попова, которого родные 11 лет считали пропавшим без вести. Он исчез из своей части, где служил по призыву, осенью 2000 года, а несколько дней назад неожиданно вернулся домой.

Военная прокуратура Саратовской области разбирается в судьбе рядового Андрея Попова, которого родные 11 лет считали пропавшим без вести. Он исчез из своей части, где служил по призыву, осенью 2000 года, а несколько дней назад неожиданно вернулся домой. Попов утверждает, что все это время его держали в рабстве на территории Дагестана, откуда ему удалось бежать. Если эта информация не подтвердится, ему грозит реальный срок за дезертирство.

Семья Поповых уже устала ждать, когда вернется их Андрей. Да и вернется ли вообще. 11 лет – после сухого официального письма из части о том, что солдат Андрей Попов исчез – ни единой весточки. И когда он 17 августа пришел домой, то его никто не узнал.

"Я даже не узнала его. А когда вот он глянул на меня, я вот только поняла по глазам, когда он руки ко мне протянул, я по рукам вот его немножко как-то вот, пальцы такие вот приметные. И говорит: "Мама", – рассказывает мать Андрея Попова Нина Чепиго.

Родственники не стали его мучать расспросами. Накормили и уложили спать. Ведь впереди – вся жизнь. Обо всем успеют поговорить. Но на следующее утро, когда Андрей сам пришел в полицию, его арестовали. И допросили. Где он был все эти 11 лет? Ведь еще в 2000 году, сразу после исчезновения, военные следователи потребовали заключить Попова под стражу как дезертира, когда он объявится.

Только через неделю, благодаря, в том числе, и местным депутатам, удалось вызволить его из следственного изолятора. Солдат помнит, как его отправили на строительный объект в город Татищев. Помнит, как потом выпивали. А потом – провал. Очнулся уже в Дагестане, на кирпичном заводе.

По словам Андрея, дагестанцы из местных на этом заводе не работали. Работали граждане России из других городов – Москвы, Петербурга, со всей России.
Он дважды пытался бежать. Первый раз обратился за помощью к дагестанским милиционерам, но те, как рассказывает Андрей, сами же и вернули его похитителям. После второй попытки он чуть не умер. Его поймали и избили так, что он не мог ходить. Выходили другие такие же невольники. Ну а при последней попытка всё же увенчалась успехом.

- Расскажите, сколько Вы до дома добирались?
- Добирался я 20 дней.
- То есть, частично пешком?
- Да.

Он шел через леса, поля и реки, изредка выходя на дорогу, чтобы поймать попутку. Еду просил у прихожан местных храмов – верующие люди, кто чем мог, помогал страннику. Родная сестра впервые после освобождения увидела брата только вчера.

"Я ничего не могу сейчас сказать. Я хочу, чтобы его быстрее освободили, чтобы он быстрее пошел домой и жил как нормальный человек, как все нормальные люди в семье и в спокойствии", – говорит сестра Андрея Попова Ольга Иванова.

Военные следователи оказались гуманнее саратовских полицейских и нашли возможность освободить пленника из-под стражи.

"В настоящее время в отношении Попова избрана мера пресечения в виде наблюдения командованием воинской части. Если будет установлено, что оставление места службы явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, то данное лицо с применением статьи 337 УК может быть освобождено от уголовной ответственности", – считает старший следователь Главного военно-следственного управления Следственного комитета РФ Евгения Мальцева.

Дезертир Попов или нет – должно установить следствие. Но, по его лицу, изрезанному морщинами, видно, что все эти годы он провел точно не на курорте. Ну а со слов Андрея известно, что есть еще один, теперь уже бывший пленник, который может подтвердить его показания о пребывании в плену. Очевидно, что многое бы прояснил визит следственной бригады на тот самый кирпичный завод в одном из дагестанских поселков, куда так часто попадают рабами российские солдаты.

Если военным юристам удастся вскрыть этот бизнес на невольниках, то для Андрея Попова останется открытым только один вопрос – должен ли он будет дослуживать еще 4 месяца.