Экипаж "Союза ТМА-22" проводит на Байконуре последние тренировки перед стартом. Российские космонавты Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и астронавт НАСА Дениэл Бёрбанк уже сейчас общаются на одном языке. После завершения программы шаттлов без знания "великого и могучего" в космос не полететь.

Экипаж корабля "Союз ТМА-22" проводит на Байконуре последние тренировки перед стартом, который намечен на раннее утро 14 ноября. Российские космонавты Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и астронавт НАСА Дениэл Бёрбанк уже сейчас общаются на одном языке. После завершения программы шаттлов без знания "великого и могучего" в космос не полететь. Когда к МКС летают лишь российские корабли – космос "говорит по-русски".

Они уже перешли на ночной образ жизни. У экипажа корабля "Союз ТМА-22" поменялись местами день и ночь. Пуск ракеты ранним утром, и надо подготовить свои биологические часы, чтобы еще на земле перед стартом войти в правильный полётный режим.

Теперь подъем в 2 часа ночи, завтрак и тренировки. Свои будущие действия в космосе оттачивают до автоматизма: подлет, ручное причаливание, стыковка. Наверное, реальный полет им уже снится. Но вскоре сон станет явью. Экипаж с позывным "Астрей" отправится к звёздам.

"Ощущение плавно приходит к нам, – рассказывает командир корабля Антон Шкаплеров. – Чем ближе к старту, тем сильнее мы ощущаем ту нервозность. Не только в самих себе, но и во всем, что творится вокруг".

Командир корабля Антон Шкаплеров каждые десять лет приобретает новую профессию. Раньше покорял высоты на истребителе, теперь готовится управлять космическим кораблем. В 30 лет пришел в отряд космонавтов. Сейчас ему почти сорок, и впереди грандиозные планы.

"Это следующая ступень, это другие скорости, другие высоты, это продолжение моей карьеры как летчика, – рассказывает космонавт. – К 50 годам сделать 3-4 полета – это нормальная частота, сделать всего один полет это было бы неправильно. Много средств не только государственных затрачено, но и личных сил. Минимум три четыре полета за карьеру".

Их скафандры ждут своего часа. Впереди посадка в корабль и разлука с Землей. Всю циклограмму старта и полёта космонавты отработали до мелочей. Правда, в теории. Только Дениэл Бёрбанк летал на американских шаттлах.

- Пуск! Поехали! Старт очень впечатляет.

"Сказали, чтобы не волновались: будут тряска, нарастание перегрузок, сброс перегрузок. Через 10 минут мы уже будем в космосе, почувствуем невесомость", – говорит Антон Шкаплеров.

В космосе экипаж будет говорить по-русски. Российские космонавты Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и астронавт НАСА Дениэл Бёрбанк уже сейчас общаются на одном языке.

"Дружба, дружба – это самое важное", – говорит Дэниэл Бёрбанк.

Дениэл учил русские слова в любое свободное время. Когда что-то не понимал, разъясняли все на русском. После завершения программы шаттлов без знания "великого и могучего" никуда. Когда к МКС летают лишь российские корабли, космос "говорит по-русски".

"Быть астронавтом или космонавтом – это то же самое. И на борту мы единая команда", – рассказывает бортинженер корабля астронавт НАСА Дениэл Бёрбанк.

На МКС они проведут 126 суток – чуть меньше предыдущих экспедиций. Но работы будет не меньше. Останется время и для праздников: Новый год, дни рождения Анатолия и Антона и даже космический юбилей – за время их вахты станция совершит 75-тысячный виток вокруг Земли.