Архитектурный жест Ксавье Жюйо

В Москву приехал знаменитый французский архитектор Ксавье Жюйо. Он прочитает лекции столичным студентам.

В Москву приехал знаменитый французский архитектор Ксавье Жюйо. Он прочитает лекции столичным студентам.

Когда Ксавье Жюйо был маленьким, чаще всего ему приходилось слышать от взрослых слово "Перестань!" Он вырос, стал архитектором, но перестать так и не смог. Отойти от привычного, отпустить мысли на волю, взмыть в небо – это главная концепция его творений, его философия.

"Я понимаю – я сумасшедший. Но еще более сумасшедший тот, кто хочет оставить все как есть!" – уверен Жюйо.

Автор самых больших в мире надувных инсталляций назвал это направление "жестом". Попытался при помощи труб из ткани, по которым бежит поток воздуха, совместить движение и архитектуру, расшевелить статичные здания и удивить прохожих.

"Это жест как наше продолжение, как рукав – продолжение руки. Мы сами как трубы! Люди всегда стремились вверх. Гагарин, да и все остальные. Почему же мы об этом забыли? Я хочу всем напомнить", – говорит архитектор.

В Москве Ксавье Жюйо не впервые. Осенью прошлого года его надувные конструкции были установлены на здании театра Натальи Сац. На этот раз он читает лекцию для российских студентов-архитекторов. Они смогут показать мастеру свои проекты, а кому-то из них повезет отправиться во Францию и стать учениками мсье Жюйо. Ему очень нужны верные помощники, ведь все свои сооружения художник-экспериментатор делает собственноручно.

Его движущиеся трубы вносят сумятицу в толпу прохожих. Сам Ксавье предлагает новое восприятие архитектуры: накрывшись полиэтиленом, подобно скалолазу, он изучает здание на ощупь. Местами приложения его оригинальных пластических идей были Музей современного искусства в Париже в 1983 году, открытие Олимпийских игр в Альбервилле в 92-м и Сиднейский фестиваль в 97-м.

Ксавье признался, что с радостью бы преобразил и московские улицы. Первым долгом воздвигнул бы свои инсталляции на знаменитых сталинских высотках. Оживил бы этот символ Москвы. "Вот, посмотрите, тут уже все готово, чтобы установить мои желтые трубы, – говорит Ксавье. – Этот дом называется сталинским небоскребом, значит, он должен скрести, царапать небо. Но этого не происходит. Давайте будет честными!"

Люди слишком привыкли к константам, говорит мсье Жюйо, надо снять с них шоры. Хотя многие коллеги архитектора не одобряют его изобретений. Считают, что трогать памятники нельзя. Ксавье убежден – напрасно! Ведь это дает архитектуре новую жизнь.