Что рисовать на практических занятиях? Студенты Екатеринбургской архитектурной академии спорят. Кому-то нравятся небоскрёбы, кому-то исторические здания, а кто-то мечтает научиться сочетать и то, и другое.
"Это сейчас просто направление в искусстве – соподчинение, сопоставление нового и старого", – говорит студент.
Изначально, с даты своего основания – это 1723 год – Екатеринбург строился как уездный город. Самыми высокими – трехэтажными – были только административные здания. Классика же исторического Екатеринбурга – это цокольный первый этаж из камня и деревянный второй. Сейчас таких зданий в городе – единицы. На смену двухэтажкам пришли громадины из стекла и бетона. Сегодня, по мнению специалистов, историческое лицо города, если не потеряно окончательно, то уж точно изменено кардинально. Но этот факт мало кого расстраивает.
"Как часто мне чиновники приводят в пример "у нас такие развалюхи, у нас такая архитектура уездная, она интереса не представляет, вот то ли дело Париж или то ли дело Лондон", – смеется начальник отдела УГУК "НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры" Ольга Евсеева.
По словам специалистов центра охраны памятников, сегодня есть несколько классических схем, как освободить землю в центре города, которая занята историческим памятником. Яркий пример такой схемы – госпиталь Верх-Исетского завода. Постройка 1820 года. Архитектор Малахов. Здание уникальное как по проекту, так и по исполнению. До последнего времени здесь была больница. Сейчас её закрыли.
"Объекты без присмотра. Бомжи. Вдруг сгорит, вдруг обвалится, "а мы тут ни при чем", – огорчается Ольга Евсеева.
Те, кто желает получить заветный участок земли побыстрее, действуют и проще, и намного решительней. Сегодня в Интернете можно легко собрать целую коллекцию видеофайлов на тему: "Уничтожение памятников архитектуры".
На кадрах рушится дом. Построен он был в начале прошлого века. В начале нынешнего рядом с ним развернулась масштабная стройка. Котлован для подземной парковки вырыли так, что дом оказался на самом краю, и стена рухнула.
А эти кадры сделали случайные прохожие в мае прошлого года. Под покровом ночи сносят историческое здание. И это в самом центре города! Особняк, дом землемера Ярутина, построенный в конце XIX века, охранялся государством и находился в так называемом гостевом маршруте. За ночь от здания остались только руины. На месте дома тогда провели акцию: "Поминки по историческому Екатеринбургу".
"Взяли с собой на память кусочки старого Екатеринбурга, и сегодня принесли части этих кирпичей и лепнины, чтобы использовать их в этой инсталляции", – рассказал участник акции.
Спустя год, горожане вновь вышли на митинг в память о снесённом доме. Собравшиеся потребовали возобновить следствие и найти виновных в уничтожении памятника. Ведь исполнителей установили практически сразу, а имя заказчика сноса – до сих пор неизвестно. Прокуратура обещает разобраться.
"Заместитель генерального прокурора России Юрий Золотов поручил прокурору Свердловской области провести по этому поводу проверку, в ходе которой, используя предоставленные законом надзорные полномочия, разобраться в причинах допущенной волокиты", – пояснил руководитель отдела по связям с общественностью Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе Дмитрий Серебрянников.
Один из организаторов поминок по историческому Екатеринбургу – лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин обратился к людям, уничтожившим памятник, и призвал их не прятаться.
"Я считаю, что как мужчина человек должен выйти и сказать: "Вы знаете, вообще-то это я сделал, вот на таких-то основаниях, вот я считаю, что он некрасивый, что он на фиг не нужен, а я здесь вам, горожане, на этом месте построю фонтан хрустальный, еще что-то, и будет гораздо лучше вам всем. А снес я потому что у меня есть бумага, подписанная таким-то. Вот мы – те-то, те-то – это сделали". Вот это всё. А так получается очень трусливо. То есть сидит этот человек, все прекрасно знает и думает: "Да на них сто куч клал я, и всё".
В этом обращении Владимир Шахрин намекает на бизнесмена Андрея Гавриловского. Это его масштабная стройка развернулась в нескольких метрах от места, где раньше был дом Ярутина. Уже почти готов новый небоскреб – вторая очередь бизнес-центра "Антей".
"Есть контрпредложение! Предлагаю по-тихому ночью снести "Антей", – так в Интернете комментируют возможность воссоздания дома Ярутина. Шутка опять же в адрес хозяина стройки – Андрея Гавриловского. Свою причастность к уничтожению исторического памятника бизнесмен категорически отрицает, хотя и уважения к снесённому дому явно не испытывает.
"Он два раза или три горел. В 50-х годах его полностью… У стены перед домом построили в 50-х годах, в голодное для России время, из фанеры построили вокруг него каркас и зашили штукатуркой декоративной и нашлепали элементарные наличники, тогда, в то время, так делали все. То есть там нечего охранять" – уверен генеральный директор бизнес-центра "Антей" Андрей Гавриловский.
Вообще, этот небоскрёб – гордость бизнесмена Гавриловского. Здание от и до спроектировано и построено местными специалистами. Высота – 195 метров. Самый высокий северный небоскрёб в мире.
А на эскизах – ближайшая перспектива. Рядом должен появиться еще один небоскрёб. И, по мнению Андрея Гавриловского, будущее Екатеринбурга – именно за стеклом и бетоном, а отношение к памятникам архитектуры необходимо пересмотреть.
"Сейчас надо что делать? Сейчас надо, положа руку на сердце, из этих 1200 памятников оставить пятьдесят – да, это действительно памятники, а все остальные перевести в другой разряд – что это просто имущество – и поступать с ним, как выгодно для города. Надо – сносить, строить новое. А нет – значит что-то еще. Большие здания, в частности небоскрёбы показывают мощь города. Если Екатеринбург может себе позволить, это показывает его экономическую мощь", – считает Андрей Гавриловский.
Свою мощь Екатеринбург подтверждает и цифрами. Более 4 миллионов квадратных метров жилья в городе построили за последние пять лет – первое место среди городов-миллионников России.
Громадина из стекла и бетона во дворе дома постройки конца XVIII века – сегодня это настоящий символ борьбы старого и нового Екатеринбурга. В это сложно поверить, но еще несколько десятков лет назад эти дома стояли в так называемом тихом центре Екатеринбурга. Сейчас небоскрёбы наступают со всех сторон, борьба идет за каждый метр и, словно по совпадению, старые дома начинают гореть.
После пожара у соседей, Анатолий Пестов чудом спас от огня свой дом, который достался ему в наследство от деда. Особняк известен в народе как дом Гайдара: В начале прошлого века писатель снимал здесь комнаты. После пожара пришлось заменить крышу и несколько венцов под перекрытием. Дом сейчас уже мало похож на памятник архитектуры, и его сочетание с новостройками ансамблем назвать никак нельзя.
Возможно, идеи совмещения старого и нового станут темой дипломных работ будущих архитекторов, а пока на практических занятиях они рисуют с натуры, и сегодня на их эскизах еще можно увидеть старинные здания.