Тема:

Скандальный Генплан 13 лет назад

Общественная палата: принятие Генплана Москвы может привести к потере исторического центра

Заседание проходило под усиленной охраной милиции и ОМОН. У стен Мосгордумы собрались те, кто не согласен с положениями документа
Обсуждение главного градостроительного документа в Общественной палате превратилось в перепалку с использованием не самых парламентских выражений. В ответ главный архитектор города и председатель Мосгордумы демонстративно покинули заседание.
Противники и защитники Генплана к слушаниям в Общественной палате готовились как к битве за Москву. За круглым столом - эксперты, чиновники. За ними, стоя, кресел на всех не хватило, москвичи других профессий.
Они требовали отправить проект на доработку и называли его "смертным приговором столице"
Заседание проходило под усиленной охраной милиции и ОМОН. У стен Мосгордумы собрались те, кто не согласен с положениями документа
Обсуждение главного градостроительного документа в Общественной палате превратилось в перепалку с использованием не самых парламентских выражений. В ответ главный архитектор города и председатель Мосгордумы демонстративно покинули заседание.
Противники и защитники Генплана к слушаниям в Общественной палате готовились как к битве за Москву. За круглым столом - эксперты, чиновники. За ними, стоя, кресел на всех не хватило, москвичи других профессий.
Они требовали отправить проект на доработку и называли его "смертным приговором столице"
Общественная палата РФ опасается, что принятие Генплана Москвы приведет к утере исторического центра города.

Окончательное одобрение Мосгордумой Генплана Москвы до 2025 года является вызовом общественности, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры Василий Бычков.

"Московские власти попросту проигнорировали критику Генплана с просьбой отложить его принятие, тем самым нанеся общественности публичную пощечину", – сказал сегодня Бычков.

По мнению главы комиссии, решение столичного парламента принято без учета позиции москвичей. "Данное решение принято Мосгордумой, несмотря на протесты жителей Москвы, принципиальные возражения представителей общественных объединений и независимых экспертов, многочисленную критику в СМИ", – сказал Бычков.

При этом, по его мнению, при обсуждении Генплана ни разу не было отмечено, чтобы кто-либо из москвичей выступил в поддержку данного законопроекта. "В ходе дискуссии вокруг проекта Генерального плана не было зафиксировано ни одного факта поддержки данного законопроекта со стороны жителей Москвы. В свою очередь, со стороны властей не прозвучало ни одного весомого аргумента в пользу его скорейшего принятия", – утверждал Бычков.

Он считает, что одобрение Генплана усугубит транспортные и градостроительные проблемы столицы. "Сегодняшнее решение Мосгордумы означает, что градостроительная практика последних двух десятилетий не будет изменена и будет продолжена в соответствии с этим Генпланом до тех пор, пока он не будет пересмотрен", – сказал Бычков.

"Между тем, порочность этой практики очевидна не только экспертам, но и любому жителю города. Очевидно, что транспортная проблема, например, Каширского или Варшавского шоссе не только не решена, но и не решается в новом Генеральном плане развития Москвы. Очевидно, что вместо памятника архитектуры "Военторг" город получил "новодел". Очевидно, что многоэтажные здания на Мосфильмовской улице уничтожили панораму Воробьевых Гор – символ столицы", – заявил Бычков.

По его словам, подобных примеров можно привести гораздо больше. "Нынешнее решение Мосгордумы дает "зеленый свет" подобным злоупотреблениям. Принятие данного законопроекта ущемляет права граждан. На совести московских властей не только безответственное отношение к судьбе столицы, но и безразличие к состоянию гражданского общества России в целом", – заявил глава комиссии палаты.

Ранее член комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры Марат Гельман также сказал, что одобрение Мосгордумой Генплана представляет реальную угрозу существования исторического центра российской столицы.

"То, что приняли 5 мая, хотя и обещали отложить до конца мая, – это такая военная уловка. Генплан не содержит никаких регламентов, определяющих границы исторического центра Москвы. Это не просто угроза, а очень скорая угроза", – заявил Гельман.

По мнению члена Общественной палаты, окончательное одобрение столичным парламентом Генплана фактически означает потерю исторического центра Москвы. "К сожалению, весьма реально, что мы в будущем не сможем сказать, что видим исторический центр столицы", – сказал Гельман.

По его мнению, одобренный Генплан является неудачным решением проблемы сохранения исторических памятников в городе. "Это такая уловка хитрых людей, которые хотят любой ценой, в общем-то, достаточно плохой, принять коммерчески ориентированный проект", – заявил Гельман.

Однако глава Москомархитектуры Александ Кузьмин считает, что Генплан Москвы соблюдает все пожелания жителей столицы.

"На наш взгляд, благодаря совместной работе с населением города, благодаря совместной работе с депутатским корпусом, мы имеем документ, готовый к принятию", – сказал он на заседании.

Он сообщил, что власти Московской области согласовали проект актуализированного Генплана Москвы. "Московская область подтвердила свое согласие по принятию Генплана в рамках Градостроительного кодекса РФ", – сказал Кузьмин.

Глава Москомархитектуры также отметил, что к третьему чтению законопроекта были представлены 609 поправок, из которых приняты около 90. Он обещал, что изменения в Генплан теперь будут вноситься более оперативно, в связи, например, с переименованием улиц, выявлением новых объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.

Проект Генплана Москвы в первом чтении Мосгордума одобрила в декабре прошлого года, во втором – в марте 2010 года. При обсуждении Генплана во втором полугодии 2009 года в ходе публичных слушаний москвичами было подано более 20 тысяч замечаний, около 80 процентов из которых учли при доработке документа.

Генплан развития Москвы – это документ, представляющий по большей части чертежи и схемы, занимающий около 1,5 тысяч страниц. После одобрения московским парламентом, Генплан, согласно регламенту, поступит на подпись к мэру Москвы, сообщает "Интерфакс".

Вопрос о Генеральном плане столицы поднимался неоднократно с декабря 2008 года, когда этот проект был принят правительством за основу. Против Генплана выступают группы активистов, которые планируют сегодня провести акцию протекста у стен Мосгордумы, а также Общественная палата РФ и представители партии "Справедливая Россия". Все они считают, что в случае реализации этого плана в Москве исчезнут тысячи памятников культуры и архитектуры в центре города.

Первый Генеральный план развития Москвы был принят в 1935 году. По размаху намеченных работ, подходу к вопросам развития города он не имел аналогов в мировой градостроительной практике и сыграл значительную роль в жизни столицы. Полноценной его реализации помешала Великая Отечественная война. В послевоенный период был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951-1960 гг, а в 1971 году – новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985-1990 гг. Уже после распада СССР, в новых социально-экономических условиях в 1999 году был утвержден Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года.

По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, рассматриваемый сейчас проект, это не новый Генплан, а актуализация уже существующего Генплана 1999 года. В соответствии с документом, в городе выделяются зоны реорганизации и охранная. Обновленный Генплан обеспечивает защиту окружающей среды и сохранность культурного наследия: в зону охраны войдут строения сталинской эпохи, а также исторические места столицы. Кроме того, к 2025 году будет построено 100 млн. кв. метров жилья, снесены пятиэтажки, возведены много культурных, спортивных и общеобразовательных объектов, высотных зданий, бизнес-центров. Планируется продлить линии метро, а также приспособить железную дорогу под "городской внутренний вид транспорта". В 2015 году завершится строительство Четвертого транспортного кольца, запланировано строительство дублеров Дмитровского, Ленинградского, Ярославского и Варшавского шоссе.