"Кошмар на улице Вязов" стал в Америке на прошлой неделе абсолютным лидером проката, побив все рекорды – ради него даже сдвинули на неделю позже выход "Железного человека – 2", опасаясь, как бы эта безусловная франшиза не пострадала от когтей Фредди Крюгера. У нас все наоборот, и тем интересней, кто победит в схватке – монстр из сновидений с железной перчаткой или небезупречный, но обаятельный герой комикса, полностью облаченный в сверкающий металл? Скорее всего, "Кошмар на улице Вязов" имел такой успех, обеспеченный и продюсерами, и прокатчиками, и даже отступившими конкурентами, еще по одной элементарной причине: этот фильм очень ждали, и собрать гигантские деньги он мог исключительно в первую неделю проката – ну а дальше, нет сомнений, зрители поймут, что к чему, и предпочтут что-нибудь другое. И не потому, что испугаются маньяка. Просто фильм, при всех завышенных ожиданиях, увы, не получился.
Режиссер Сэмуэл Байер – бывший клипмейкер, новичок в большом кинематографе, самым значительным достижением которого до недавнего времени был видеоклип "Smells like teen spirit" группы Nirvana. Ему продюсеры доверили пересказать четверть века спустя историю, придуманную в 80-х новатором жанра хоррор Уэсом Крейвеном. История, напомню, такова: подростки-старшеклассники с одной улицы, поименованной в заголовке, по ночам видят во сне странного человека в фетровой шляпе, с обожженным лицом, с перчаткой, к которой прикреплены стальные лезвия, и в полосатом красно-черном свитере. Зовут его, как выясняется, Фредди Крюгер, он – бывший маньяк-убийца, и теперь он убивает детей во сне, чтобы те никогда не проснулись. Было очень страшно. Теперь – совсем не страшно: настолько, что режиссер Байер прибегает к таким запрещенным приемам, как резкий звуковой монтаж – чтобы зритель буквально подпрыгнул на кресле, но не от ужаса, а просто от неожиданности.
Что не получилось и почему? Во-первых, Крейвен, в отличие от режиссеров других пересказанных заново ужастиков, "Пятницы 13" и "Техасской резни бензопилой", не просто мастеровитый формовщик страшилок, а настоящий талант: не так-то просто его улучшить. Во-вторых, в старом, до сих пор пугающем фильме главную роль исполнял незабвенный Роберт Инглунд – не только кошмарный, но и очень обаятельный, чего никак не скажешь о страхолюдном и, вдобавок, безносом Джеки Эрле Хэйли. Да и юный Джонни Депп в старой картине сиял вполне себе неподдельным светом, а в новой картине конгениальных юных звезд, кажется, нет. В-третьих, не будучи в состоянии изменить сюжет картины, режиссер Байер попробовал поэкспериментировать со снами, сочинив полтора десятка собственных кошмаров, мало похожих на крейвеновские. И, невзирая на все спецэффекты, проиграл вчистую. Все-таки фантазия важнее технологий. Особенно в таком деликатном жанре, как фильм ужасов.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"