"Вечно живыми", спектаклем по пьесе Виктора Розова, началась больше полвека назад жизнь театра "Современник". По этой пьесе снят легендарный фильм "Летят журавли". Кажется, зачем состязаться с легендами? Тем не менее, к юбилею Победы в Театре армии вышла премьера именно "Вечно живых". Спектакль посмотрел культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Заславский: Брать "Вечно живых" Виктора Сергеевича Розова - значит, вступить в неравную схватку с легендой: с этой пьесы началась жизнь театра "Современник"; с завистью слушаешь рассказы нынешних народных артистов Галины Волчек, Олега Табакова, Игоря Кваши о том, как ночами репетировали эту пьесу, а потом - во всяком случае, поначалу - по ночам и играли. Легендарный фильм, признанный шедевр во всем мире - "Летят журавли" - снят по этой же самой пьесе Розова, и все сразу вспоминают, как там играют Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Сегодня никто никого не заставляет - это раньше надо было к очередному партийному съезду ставить спектакль о молодом советском человеке, преодолевающем еще имеющиеся отдельные недостатки. И к юбилею Победы тоже никто не заставляет выпускать очередную премьеру. Если выпускают - значит, как говорил Толстой Лев Николаевич, "не могу молчать".
Кстати, уж если вспомнить удачные спектакли о войне, вышедшие за последние годы, так самые лучшие - это были истории камерные, семейные, домашние. Спектакль Алексея Бородина в Молодежном театре "Одна ночь", которую и играли в трюме, под сценой, а история была - о блокаде, и все понятно было, и пафоса - никакого. Был хороший спектакль Юрия Еремина по рассказу Платонова "Семья Иванова" - про то, как непросто с войны возвращаться домой, возвращаться к мирной жизни, к родным, но совсем незнакомым людям, о том, как страшно с победой возвращаться домой.
Очень хороший спектакль вышел в Художественном театре по повести Распутина "Живи и помни", который, несмотря на совершеннейший формализм в сценографии, реалист Распутин принял и даже был потрясен игрой Даши Мороз и Дмитрия Куличкова. В Театре российской армии, который в структуре Минобороны имеет свой номер, как всякая воинская часть, его главный режиссер Борис Морозов сумел вот эту - домашнюю историю - сделать главной. Домашнюю, семейную историю, войну - как территорию, где семейные отношения и вообще любые другие отношения между людьми меняются чаще, рвутся резче. Морозов, пожалуй, впервые обратил внимание на то, что в этой пьесе Розова война чаще всего показывается и рассказывается с женской точки зрения, и здесь все варианты: мать, которая ждет сына с фронта, невеста, которая ждет, но выходит замуж за другого, одинокая женщина, которая пользуется последней возможностью уладить свою личную жизнь… Говорят, в "Современнике" пьесу Розова долго считали неудачной, известно точно - что хотели открывать театр совсем другим спектаклем, но не разрешили. И вот: не всякая хорошая пьеса превращается потом в хороший спектакль, а пьеса Розова стала и великим спектаклем и великим фильмом. И вот - снова живет. И слушаешь текст, потому что в нем нет фальши, и история, которую рассказывают, - интересная. Она и о войне, уже очень далекой, и вообще - о жизни, про разных людей, про хороших, и разных. За хороших переживаешь, как в детстве, когда смотрел кино о войне и хотелось, чтобы все хорошие остались в живых. Но и в жизни, и в театре, увы, так не получается.