Театр армии вступил в схватку с легендой

Читать Вести в MAX
"Вечно живыми", спектаклем по пьесе Виктора Розова, началась больше полвека назад жизнь театра "Современник". По этой пьесе снят легендарный фильм "Летят журавли". Кажется, зачем состязаться с легендами? Тем не менее, к юбилею Победы в Театре армии вышла премьера именно "Вечно живых".

"Вечно живыми", спектаклем по пьесе Виктора Розова, началась больше полвека назад жизнь театра "Современник". По этой пьесе снят легендарный фильм "Летят журавли". Кажется, зачем состязаться с легендами? Тем не менее, к юбилею Победы в Театре армии вышла премьера именно "Вечно живых". Спектакль посмотрел культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Заславский: Брать "Вечно живых" Виктора Сергеевича Розова - значит, вступить в неравную схватку с легендой: с этой пьесы началась жизнь театра "Современник"; с завистью слушаешь рассказы нынешних народных артистов Галины Волчек, Олега Табакова, Игоря Кваши о том, как ночами репетировали эту пьесу, а потом - во всяком случае, поначалу - по ночам и играли. Легендарный фильм, признанный шедевр во всем мире - "Летят журавли" - снят по этой же самой пьесе Розова, и все сразу вспоминают, как там играют Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Сегодня никто никого не заставляет - это раньше надо было к очередному партийному съезду ставить спектакль о молодом советском человеке, преодолевающем еще имеющиеся отдельные недостатки. И к юбилею Победы тоже никто не заставляет выпускать очередную премьеру. Если выпускают - значит, как говорил Толстой Лев Николаевич, "не могу молчать".

Кстати, уж если вспомнить удачные спектакли о войне, вышедшие за последние годы, так самые лучшие - это были истории камерные, семейные, домашние. Спектакль Алексея Бородина в Молодежном театре "Одна ночь", которую и играли в трюме, под сценой, а история была - о блокаде, и все понятно было, и пафоса - никакого. Был хороший спектакль Юрия Еремина по рассказу Платонова "Семья Иванова" - про то, как непросто с войны возвращаться домой, возвращаться к мирной жизни, к родным, но совсем незнакомым людям, о том, как страшно с победой возвращаться домой.

Очень хороший спектакль вышел в Художественном театре по повести Распутина "Живи и помни", который, несмотря на совершеннейший формализм в сценографии, реалист Распутин принял и даже был потрясен игрой Даши Мороз и Дмитрия Куличкова. В Театре российской армии, который в структуре Минобороны имеет свой номер, как всякая воинская часть, его главный режиссер Борис Морозов сумел вот эту - домашнюю историю - сделать главной. Домашнюю, семейную историю, войну - как территорию, где семейные отношения и вообще любые другие отношения между людьми меняются чаще, рвутся резче. Морозов, пожалуй, впервые обратил внимание на то, что в этой пьесе Розова война чаще всего показывается и рассказывается с женской точки зрения, и здесь все варианты: мать, которая ждет сына с фронта, невеста, которая ждет, но выходит замуж за другого, одинокая женщина, которая пользуется последней возможностью уладить свою личную жизнь… Говорят, в "Современнике" пьесу Розова долго считали неудачной, известно точно - что хотели открывать театр совсем другим спектаклем, но не разрешили. И вот: не всякая хорошая пьеса превращается потом в хороший спектакль, а пьеса Розова стала и великим спектаклем и великим фильмом. И вот - снова живет. И слушаешь текст, потому что в нем нет фальши, и история, которую рассказывают, - интересная. Она и о войне, уже очень далекой, и вообще - о жизни, про разных людей, про хороших, и разных. За хороших переживаешь, как в детстве, когда смотрел кино о войне и хотелось, чтобы все хорошие остались в живых. Но и в жизни, и в театре, увы, так не получается.