В Международный день подражания пиратам, где-то между восклицаниями "черт подери" и "пиастры-пиастры", пробую заставить замолчать своего попугая, чтобы сказать пару слов о предстоящих праздниках – точнее о славном к ним музыкальном сопровождении. Тем более что Placebo и Massive Attack само по себе звучит заманчиво.
Placebo, с какой стороны ни глянь, – чудесное начало новой недели. Массивное и романтичное трио, балансирующее на грани альтернативного рока и глэм-рока, в Москву приезжает совсем не впервые, но каждый раз с, что называется, неизменным успехом. Истории команды началась 16 лет назад когда двое друзей – Брайан Молко и Стефан Олсдал, до того игравшие на гитарах, видимо, исключительно на уличных лавочках для подружек, – вдруг решились на что-то большее. Найдя барабанщика и назвав новоявленную группу Ashtray heart ("Пепельничное сердце"), парни тут же принялись записывать демо и договариваться о концертах с мелкими лондонскими клубами. Практически тут же сменив название на Placebo, в 1995 году команда выпускает первый сингл, и то на двоих с другой группой. Счастье же пришло, как водится, неожиданно. Новоявленный агент Placebo послал демо-записи Дэвиду Боуи, который раздумывал в то время о группах, которые могли бы выступать у него на разогреве, – и тот кивнул головой.
Самое смешное в Placebo - то, что несмотря на то, что группа считается британской, там нет ни одного британца. Стефан Олсдал – швед, Стив Форрест – американец, Брайан Молко родился в Брюсселе, а детство и вовсе провёл в Ливане и Либерии. В Москве Placebo - завтра и во вторник, в "Арена Москоу". А в Петербурге – в четверг, в СКК.
В среду в столице гостит "Самое большое простое число" – петербургский проект во главе с весьма популярной в северной столицей личностью – Кириллом Ивановым. Почти отучившись на врача, он первое время был известен как журналист, писавший для журналов, а затем яркой кометой пронёсся и по петербургскому телевиденью. В музыке Кирилл - всё же в первую очередь поэт. Сопровождение текстов по большей части заслуга проекта "Ёлочные игрушки". Дебютный альбом вышел на студии "Снегири" Олега Нестерова, который довольно много помогает молодым артистам. Вообще же успех "СБПЧ" объясняется довольно просто – забавные тексты плюс прелестная мордашка Кирилла, ну, и пошуметь парни любят, дай Бог каждому.
Была, помнится, какая-то история о том, что "СБПЧ" – лишь поверхностное название группы. Что, мол, развёрнуто его нужно произносить, как положено – то есть на данный момент все эти 12 миллионов 978 тысяч 189 десятичных цифр. Время для тренировки есть: в Москве "СБПЧ" - в среду 22 сентября, в 16-ти тоннах.
Четверг неожиданно располагает к спокойствию и даже некоторой философичности повествования. В театре народной музыки и песни "Золотое кольцо" – пожалуй, главный, ну, уж точно самый известный, современный представитель авторской песни – Олег Митяев. Отсчёт творческой биографии Митяева принято начинать в 1978 году. Именно тогда он стал лауреатом Ильменского фестиваля с песней "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Первый официальный диск появился 20 лет назад. Ныне в архиве Митяева – почти два десятка пластинок. Это, если считать сборники лучших песен (хотя у него, например, есть альбом "Нелучшие песни" 2000 года) и пластинки, где Митяев выступает как исполнитель (а это и "Теперь толкуют о деньгах" с песнями Юрия Визбора, и "Ни страны, ни погоста…" на стихи Иосифа Бродского с музыкой Леонида Марголина, и сборник "Да здравствуют музы!" на стихи Пушкина с музыкой Давида Тухманова). Но основа всё равно остаётся сугубо авторской.
Как и положено барду, по образованию Митяев вовсе не музыкант и совсем не литератор. Он, между прочим, – тренер по плаванью. Впрочем, в этой области поклонников у него наверняка поменьше. В четверг Олег Митяев - в театре народной музыки и песни "Золотое кольцо", в 7 вечера.
Не обойдётся неделя и без презентаций. В четверг в "16 тоннах" первую пластинку покажет публике Нина Карлссон. Девушка с консерваторским образованием и собственным стилем, который сама же называет sincere jazz (искренний джаз). Выйдя буквально два года назад на пока может не очень большую, но всё же сцену, она успела окружить себя неплохим инструментальным сопровождением, выстроить полноценную концертную программу и обзавестись сонмом поклонников. При чём не только в Петербурге и Москве, но и в Прибалтике, и в Германии, и в разных других весях.
Дебютная пластинка Нины Карлссон - I Deny – имеет мощный фундамент. Выходит она на лейбле Артемия Троицкого "Восход", писалось и сводилось всё саунд-продюсером "Мумий Тролля" Павло Шевчуком, лоск же наводил и вовсе Владо Меллер, который до того работал с Шакирой или, скажем, со Сьюзан Бойл. Красиво и торжественно Нина Карлссон показывает дебютный альбом 23 сентября в четверг, в "16 тоннах".
Главное событие пятницы – приезд, как пишут в красивых журналах, "отцов-основателей" стиля "трип-хоп", дуэта, установившего новую планку в электронной музыке, команды, имеющей массу последователей, ни одному из которых так и не удалось потеснить их на Олимпе. Коротко говоря, в столице - Massive Attack. Эти парни, вообще, довольно забавны. То они пишут песни вместе с Мадонной и Дэвидом Боуи, то делают ремиксы на Питера Гэбриела и U2, то сочиняют суанд-треки, и при этом, такое ощущение, никакого пафоса. Я, признаться, вообще не припомню ни одного упоминания о Massive Attack, не касающегося их музыки. Разве что участие в благотворительных акциях, но тут тоже творчество как ядро. То есть живут, пишут, играют, и так, видимо, будет и на этот раз в Москве – приедут, выступят. И уедут. Все порадовались.
Сейчас Massive Attack пребывают в состоянии мирового турне в поддержку последнего альбома – Heligoland. Вышедший в феврале диск, стал пятой (и это за 22 года) студийной работой дуэта из британского Бристоля и представляет собой сборник из 10 песен, некоторые из которых вошли в предварительную мини-пластинку Splitting The Atom. В Москве Massive Attack - в пятницу, 24 сентября, в "Мегаспорте" на Ходынке, в 7 вечера.
Слушайте в аудиофайле: Placebo, "Самое большое простое число", Олег Митяев, Нина Карлссон, Massive Attack
"Концерты и клубы" с Евгением Стаховским на радио "Вести ФМ"