Президент совершил неожиданные "наезды"

Президент Дмитрий Медведев лично проверил системы безопасности аэропорта Внуково. Увиденным он остался доволен. Совершенно другие впечатления глава государства получил при вчерашнем посещении Киевского вокзала.

Президент Дмитрий Медведев лично проверил системы безопасности аэропорта Внуково и остался доволен. Совершенно обратные впечатления глава государства накануне получил при посещении Киевского вокзала. Личные проверки различных объектов со стороны первых лиц происходят все чаще. Президент спускался в столичное метро, изучал цены в супермаркетах, походы в магазин совершал и премьер-министр Владимир Путин. Эффект от таких внезапных визитов эксперты оценивают по-разному. За промахи чиновников, на которые указывают VIP-гости, далеко не всегда отвечают те, кто должен. Корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов изучал практику незапланированных "наездов".

Внуково, Киевский вокзал, московское метро – объекты, которые за последнее время лично посетил Дмитрий Медведев, чтобы посмотреть, как работают системы безопасности, как работают чиновники, которым вверены эти объекты. Впечатления – разные: кто-то, как на вокзале, получил нагоняй от главы государства, кто-то одобрение. Практика личного знакомства с обстановкой прочно вошла в рабочий график президента, вероятно, это пугает чиновников, которые опасливо оглядываются - вдруг им следующим придется принимать VIP-гостей. Тем более что часто такие визиты заканчиваются увольнениями, комментирует директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.

"Раз глава государства заинтересовался проблемой, то проблема должна иметь разрешение, поэтому чаще всего после таких посещений происходят каике-то организационные изменения, каике-то кадровые перестановки", - утверждает Михеев.

Для ответственных лиц такие визиты подобны вселенской катастрофе. Чтобы избежать ее, чиновники в совершенстве научились проводить образцово-показательные мероприятия. Пример тому - визит Дмитрия Медведева в метро, где он знакомился с системами безопасности. Потом стало известно, что оборудование выставили в тестовом режиме и убрали, как только президент вышел из подземки. Остались только стенды экстренной связи, по одному из которых Дмитрий Медведев общался с дежурной. И потому такие плановые визиты особого страха у чиновников не вызывают. Тем более что главное проверяющее лицо часто видит не все, а то, что ему показывают. Так, уверяют многие очевидцы, было и когда Владимир Путин приезжал в знаменитую теперь ивановскую больницу, а потом не менее знаменитый доктор Хренов открывал свою правду, мол, администрация занималась показухой. Скандал потух, впрочем, доктор Хренов считает, что кое-чего все же добился.

"Конечно, изменения произошли, и считаю, что в лучшую сторону. Была создана комиссия по проверке наших больниц. Были сняты с должности и главврач Лежневской ЦРБ, в Шуйской стоматологический больнице главврач был уволен, у нас в Иванове, по собственному желанию, уволился главврач первой городской больницы", - рассказывает доктор.

Сам Хренов все еще опасается, что его, как это называют, "попросят уйти". Начальство уже отказалось направлять его на дальнейшее обучение, карьера под вопросом. Формально все по закону, но врач подозревает, что это расплата за все неприятности.

Когда первые лица государства хотят увидеть все своими глазами, гораздо лучше работает эффект внезапности, убеждены политологи, тогда и доктору Хренову ничего не пришлось бы доказывать. Приехать туда, где тебя не ждали, - отличный способ узнать, как всё есть на самом деле. Политолог Павел Данилин полагает, что это полезно и самим руководителям.

"Это помогает руководителям страны лучше узнать, чем живет народ, какие цены есть там-то и там-то, как выполняются указания, данные ранее, и в каком формате следует переработать эти указания", - отмечает Данилин.

В свое время и президент Дмитрий Медведев, и Владимир Путин с интересом обходили прилавки супермаркетов в разных городах, чтобы посмотреть на цены. Путину тогда не понравились наценки на мясо, Медведев усомнился в качестве хлеба.

Экстренные выезды активно практикует и новый столичный мэр Сергей Собянин. Не так давно он ругал коммунальщиков за сосульки на крышах, пройдясь по одному из дворов в сопровождении подчиненных. Увольнения не заставили себя ждать - мэр дал понять, что не пощадит префектов, если те не справятся с работой. Вмешательство сверху всегда выглядит весьма убедительно, но параллельно вызывает вопросы - почему мэр должен лично следить за сосульками, почему Киевский вокзал должен проверять президент? Глава профсоюза московских милиционеров Михаил Пашкин замечает, что эту работу мог бы сделать и министр.

"Если президент начал ездить по вокзалам, когда этого не делает министр, который играет в хоккей и йогу показывает сотрудникам - как надо расслабляться, то это говорит о том, какой у нас министр. Если бы президент приехал в метро, то он увидел бы, как у нас на 11 постов - 10 милиционеров. Если бы приехал на любую территорию любого района, то вместо 6-7 машин, которые должны патрулировать территорию, увидел бы 1-2", - рассказывает Пашкин.

С одной стороны, внезапность визитов обнажает самые слабые места в работе чиновников. С другой, замечают аналитики, демонстрирует особенность российской действительности - никто не шевелится, пока не вмешается главное лицо. В некотором смысле такие проверки не по рангу президенту или премьеру, но без них пока не обойтись, констатирует директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.

"Президент или премьер должны заниматься вообще любой мелочью ли проблемой, которая возникает, и потому непонятно, зачем вся остальная вертикаль власти, если даже мелкие проблемы должен решать лично президент? Это не слишком рационально, но, с другой стороны, такие выходы в народ полезны, чтобы стимулировать бюрократию, чтобы чиновник понимал, что на самом деле проверка может оказаться внезапной и фатальной для него", - поясняет эксперт.

Ответственные лица едва скрывают дрожь в голосе, когда к ним вдруг наведываются высокопоставленные проверяющие. Страх перед наказанием явно присутствует, но наказание, как правило, происходит уже после отбытия VIP-персоны. За промахи, как замечают наблюдатели, часто отвечают не те, кто отдает неправильные распоряжения, а те кто их исполняет. В редких случаях чиновникам даже удается самим решить, кого из собратьев принести в жертву с наименьшими потерями для себя. Бюрократическая вертикаль боится, но защищает саму себя. До следующего неожиданного визита.