На этой неделе правительственная комиссия по миграционной политике под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассмотрела концепцию государственной миграционной политике и приняла решение вынести её на обсуждение экспертного сообщества. Депутаты Госдумы ещё три года назад предложили правительству разработать подобную концепцию, предусматривающую защиту российского рынка труда от нелегальной трудовой миграции. Чем ответило правительство на этот запрос? Об этом Елена Щедрунова беседовала с заведующим кафедрой Управления миграционными процессами Государственного университета управления Владимиром Волохом и директором Института социальной политики Государственного университета "Высшая школа экономики" Сергеем Смирновым в студии радио "Вести ФМ".
Щедрунова: Что правительство вкладывает в новую концепцию государственной миграционной политики, мы сегодня и попытаемся разобраться с помощью наших экспертов. Это заместитель заведующего кафедрой Управления миграционными процессами Государственного университета управления, кандидат политических наук Владимир Волох. Владимир Александрович, здравствуйте.
Волох: Здравствуйте. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
Щедрунова: И директор Института социальной политики Государственного университета "Высшая школа экономики", доктор экономических наук Сергей Смирнов. Сергей Николаевич, здравствуйте.
Смирнов: Здравствуйте.
Щедрунова: Итак, что нам сообщают в СМИ, прежде всего вот об этой самой новой концепции миграционной политики нашей страны? Во-первых, они сообщают, что разработана она Федеральной миграционной службой прежде всего. И что там в сухом остатке, если вообще вот все просто отжать, что, коротко, а именно: отмена квот для трудовой миграции и максимально упрощенный порядок трудоустройства. Я правильно вы излагаю? Вы же эксперты, к вам наверняка обращались.
Волох: Там намного больше, конечно, пунктов в проекте.
Щедрунова: Но вот если взять саму суть.
Волох: В том числе, вы правильно сказали, что эти вопросы предусмотрены.
Щедрунова: Итак, при этом я напомню, чего хотели депутаты Госдумы: защиты рынка труда от нелегальной миграции. Получается, что правительство устами Федеральной миграционной службы предлагает отменить квоты (то есть абсолютно все, кто хочет, пожалуйста, приезжайте) и максимально упростить порядок трудоустройства. Ну, вроде как нелегальные убираем, поскольку уже, если квот-то нет, все сразу легалами становятся. И получается, что именно так отвечаем на запрос Государственной думы, которая скорее все-таки думала о российских гражданах, чем о нелегальных мигрантах? Владимир Александрович?
Волох: Я полагаю, что в определенной степени вы правильно рассуждаете. Дело в том, что вот по нашим наблюдениям и оценкам (я достаточно давно работаю в сфере миграции, был заместителем директора Федеральной миграционной службы, сейчас член научного совета Федеральной миграционной службы), у нас каждый год по экспертным оценкам, я подчеркну, работает от 4 до 5 миллионов трудовых мигрантов. Из этого количество примерно два миллиона (сейчас чуть поменьше) легально работают, которые получили разрешительные документы на право трудовой деятельности.
Щедрунова: По тем самым квотам.
Волох: Да. Значит, смотрите, какая получается ситуация. Из государств, с которыми у России установлен безвизовый режим сообщения, въезжают примерно те же 4-5 миллионов граждан. В основном, как мы знаем, они едут для работы. Устанавливая квоту порядка полтора миллиона, два миллиона, значит, мы заведомо обрекаем где-то тоже два миллиона трудовых мигрантов на то, чтобы они работали нелегально. Поэтому, на мой взгляд, и я придерживаюсь этой позиции, что действительно квоты на привлечение трудовых мигрантов из государств, у которых с Россией установлен безвизовый режим сообщения, конечно, их надо исключать. И в данном случае я полагаю, что и разработчики данной концепции (это не только Федеральная миграционная служба, в этом принимали участие и ряд представителей заинтересованных министерств и ведомств, была большая рабочая группа создана, эти вопросы рассматривались на заседании Общественного совета при ФМС России), и большинство специалистов сказали, что, конечно, если мы хотим легализовать трудовую миграцию, то надо убирать квоты для тех работников, которые приезжают из государств с безвизовым режимом сообщения.
Щедрунова: Это Владимир Волох. Сергей Николаевич (я обращаюсь к Сергею Смирнову), вопрос к вам. В предвыборный год, когда, казалось бы, абсолютно все политики должны обещать своим избирателям светлое будущее в виде достойно оплачиваемой работы или работы вообще, заметим, хотя по официальной статистике у нас очень низкая безработица, в реальности она все-таки гораздо выше. Вот эта ситуация, когда "ребята, приезжайте, мы вас ждем, ребята, устраивайтесь на работу, свободно перемещайтесь по стране", это разве не удар по внутренним трудовым ресурсам?
Смирнов: Вы знаете, я не думаю, это вот нельзя непосредственно назвать это каким-то ударом серьезным. Почему? Потому что на самом деле разного типа есть мигранты. У наших ведущих разработчиков (не могу не упомянуть Анатолия Григорьевича Вишневского, признанного эксперта в этой области) есть абсолютно четкая сегментация рынка труда для различных мигрантов. Там же есть и высококвалифицированные работники, которые еще в советские времена помогали поднимать АвтоВАЗ (не даст мне соврать Владимир Александрович), которые сейчас, в общем-то, старались приблизить нас к западным технологиям. И поэтому вот этот сегмент, на мой взгляд, вот эти наши новые производства в значительной степени обязаны именно высококвалифицированным трудовым мигрантам.
Интервью с Сергеем Смирновым и Владимиром Волохом слушайте в аудиофайле
Слушайте итервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"