В Москве проходит одно из главных культурных событий года - Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Он открылся накануне, в день рождения маэстро, девятой симфонией Бетховена. Впереди ещё 10 дней музыки и грандиозных премьер. И то самое событие, которое заставляет знаменитых музыкантов из разных уголков мира хотя бы на день - в память о маэстро - приехать в Россию. Накануне открытия смотра гостем студии "Вестей ФМ" стала директор и художественный руководитель II Международного фестиваля Мстислава Ростроповича Ольга Ростропович. Беседу вел мой коллега Григорий Заславский.
Заславский: В студии Григорий Заславский. Добрый день! В Москве проходит очередной, что приятно, второй по счету фестиваль Ростроповича. Неделя Ростроповича. И я приветствую в студии "Вестей ФМ" организатора, президента этого фестиваля Ольгу Ростропович. Здравствуйте!
Ростропович: Здравствуйте!
Заславский: Правильно я сказал?
Ростропович: Вы сказали абсолютно правильно, только у нас в этот раз будет не неделя Ростроповича, а мы назвали это "Фестиваль Ростроповича" только потому, что, к сожалению, мы не можем уложиться в рамки только одной недели, из-за того что в этот раз у нас приезжает американский балет и много других исполнителей. И поэтому мы просто называем это фестиваль Ростроповича.
Заславский: Чрезвычайно признателен за то, что вы привозите к нам американский балет, одну из самых известных в мире танцевальных трупп, но которая не была, по-моему, несколько десятилетий в Москве...
Ростропович: 50 лет почти.
Заславский: Полвека. Вообще в это невозможно поверить. Тем не менее, я не могу не выразить своего удивления, радостного удивления, потому что я никогда не подозревал, что Ростропович имел какое-то отношение к балету. Все-таки какие-то связи с Мстиславом Леопольдовичем вы пытаетесь поддерживать. Где здесь связь?
Ростропович: А здесь связь – то высочайшее, абсолютно высочайшее искусство. Это качество. Потому что все, что качественно, а американский балет – это, конечно, одна из самых потрясающих балетных групп на сегодня. Не говоря о том, что вообще американский балет очень связан с русскими именами. И надо сказать, я в Америке провела большую часть своей жизни, и поэтому я очень хорошо знакома с многими из американского балета. И когда нам предложили поставить, сделать специальное произведение, посвященное папе, это, конечно, было неожиданностью, я должна сказать честно. Потому что гораздо более ожидаемо это посвящение композитора какого-то произведения, которое он напишет для инструмента, для оркестра. Но посвящение балета – это, конечно же, было большой новостью, неожиданностью, и я с радостью схватилась за эту идею, и привезла этот балет.
Папа очень любил получать подарки. Он был как маленький ребенок. Но еще больше любил их делать. Поэтому то, что фестиваль открывается 27 марта, это, конечно же, подарок ему, но с другой стороны это подарок от него всем любителям музыки и искусства. Потому что я думаю, что то, что русские любители искусства смогут увидеть и присутствовать вот на этих спектаклях американского балета, это, конечно, для них должно быть серьезным подарком.
Заславский: Все-таки у вас сейчас, ну, не совсем у вас, у Центра оперного пения Галины Вишневской и у вас – два фестиваля. Есть фестиваль мастер-классов и есть фестиваль Ростроповича, уже второй в этом году. Конечно же, это разные фестивали, но одновременно ты понимаешь, что когда приезжают такие дирижеры, как Зубин Мета (запрещена в РФ), редкие гости в Москве, или вообще впервые кто-то приезжает даже, то хотелось бы, чтобы они каким-то образом сделали, что называется, такой выход за скобки года в сторону того, другого фестиваля мастер-классов, и что-то такое сделали, встретившись с молодыми, зрелыми, с кем угодно. Насколько это возможно?
Ростропович: Хочу вас немножечко поправить сразу, потому что к Центру оперного пения эти два фестиваля не имеют отношения.
Заславский: Только площадка? Мастер-классы?
Ростропович: Да. Только площадка, которую мы арендуем у Центра оперного пения, потому что на самом деле, поскольку имя Ростроповича и Вишневской навсегда связано в сознании людей, они связывают и Центр оперного пения и Фонд Ростроповича. Потому что на самом деле это две организации, которые занимаются совершенно разными проектами.
Полностью Беседу с Ольгой Ростропович слушайте в аудиофайле