В Новодевичий монастырь возвращаются монахини

Правительство подготовило отдельный законопроект, который позволит вернуть религиозным организациям их имущество
Известнейший исторический объект столицы - Новодевичий монастырь - передают Церкви для возрождения в нем женской общины. При этом музей, который работал на территории монастыря последние 80 лет, обещают оставить.

В Новодевичий монастырь возвращаются монахини. Известнейший исторический объект столицы передают Церкви для возрождения в нем женской общины. При этом музей, который работал на территории монастыря последние 80 лет, обещают оставить. Смена собственника у многих вызвала беспокойство, но в Московской патриархии уверяют, что музейные сотрудники и религиозная община смогут ужиться вместе. Перспективы нового соседства изучал корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов.

Осипов: Монастырь в музее или музей в монастыре - если раньше статус Новодевичьего был весьма размыт, то теперь его определили окончательно. Премьер-министр Владимир Путин, встречаясь с патриархом Кириллом, рассказал о передаче монастыря Русской православной церкви. Там скоро планируют возродить женскую монашескую общину, но если в советские годы изгнанию подверглись верующие, то сейчас беспокоиться стали музейщики, которые с 30-х годов пошлого века опекали историческую землю. Правда, беспокойство напрасное, уверяет пресс-секретарь Московской патриархии отец Владимир Вигилянский. В понедельник многие СМИ сообщили о скором выселении музейщиков, но в патриархии призывают не искать скандала на пустом месте.

Вигилянский: Я думаю, что на протяжении многих лет это будет совместное использование комплекса. Часть складов, экспозиции будет увезено, говорилось, что в Измайлове будет предоставлено здание и земли для музея, но и сам музей останется там на протяжении многих лет, как это происходит в других монастырях.

Осипов: Официальным началом возрождения Новодевичьего монастыря, видимо, будут считать нынешний 2010-й год, поскольку объект официально передан Церкви. Хотя, на самом деле, возвращение началось гораздо раньше. Монашеская община там живет уже много лет, и до сих пор никаких разногласий с музейными сотрудниками не возникало. Наоборот, работали вместе, рассказывает отец Владимир.

Отец Владимир: Сам монастырь, в котором сейчас уже несколько десятков монахинь, возобновил работу с 1995 года. Там игуменья Маргарита совместно с с музейными работниками будут осуществлять свою и музейную, и монастырскую деятельность.

Осипов: Этот монастырь был основан в 16-м веке, и его долгая история прервалась в 20-х годах, когда советская власть решила превратить его в музей раскрепощенной женщины. В 30-х объект передали Историческому музею, который открыл там свой филиал, и хотя в 60-х церковь смогла обустроить в Новодевичьем резиденцию митрополита Крутицкого и Коломенского, монастырь по-прежнему оставался в большей степени музеем, чем религиозным сооружением. Теперь его решили окончательно вернуть Церкви, правда, несмотря на объяснения представителей патриархии, среди музейных работников появилось беспокойство о дальнейшей судьбе этого памятника российской истории. Вернее, волнение возникло не столько за передаваемое имущество, сколько за сохранность музейной коллекции, которую надо куда-то перевозить. Ведь несмотря на то, что музей обещают не закрывать, формально филиалу придется переехать, признает директор Государственного исторического музея Александр Шкурко.

Шкурко: Принципиальным является не сам факт предстоящего закрытия нашего филиала в монастыре, а то, что предусмотрена передача музею на Измайловском острове ряда зданий, которые сейчас занимает институт Информэлектро. Это важно потому, что в Новодевичьем монастыре у нас размещается отдел реставрации музейных фондов - это 75 реставраторов, которые работают со всеми видами материалов.

Осипов: Многие музейные помещения, по всей видимости, придется освободить. Исторические коллекции и реставрационные мастерские переведут в Измайловский парк, хотя в патриархии уверяют, что не требуют немедленного ухода музейных сотрудников. Переезд может растянуться на несколько лет. Но когда он будет завершен, Церкви придется не только принять в собственность монастырь, но и позаботиться о его дальнейшей реставрации.

Шкурко: Музей уже выполнил основной объем работ по восстановлению монастыря как выдающегося исторического памятника, но задача эта будет оставаться, потому что для зданий 16-17 веков процесс реставрации практически постоянный. Думаю, что в данном случае новый пользователь или владелец, не знаю, как будет решена юридическая форма, будет тоже осуществлять эту функцию.

Осипов: Еще одна функция, которая, вероятно, перейдет к Церкви, это организация экскурсий. Прием посетителей, пропуск иностранных туристических групп, все это в будущем тоже станет заботой патриархии, которая принимает в собственность большое исторические и материальное наследство, отвечая за его дальнейшую сохранность.