Юбилей у одного из крупнейших ученых нашего времени: академику Николаю Лавёрову исполнилось 80. Один из главных в мире специалистов в урановой геологии, полвека назад он обеспечил прорыв в отечественной атомной энергетике. Он развенчал не один антинаучный миф и успешно спасал Байкал от соседства с нефтепроводом. Чтобы поздравить ученого с 80-летием, придется подняться на горнолыжный склон.
Ученый, который всю жизнь ломал стереотипы, без которого российская наука была бы совсем другой, Николай Павлович Лавёров свое восьмидесятилетие отметил тоже необычно – не домашним застольем, а высоко в горах, катаясь на лыжах.
Любовь к лыжам у академика Лавёрова с детства. Он родился в Архангельской области, где недостатка в снеге зимой не бывает. Всю жизнь закалялся, и по рукопожатию чувствуется: спортом занимается и сейчас.
Он был чемпионом Москвы по самбо, увлекался плаванием, но мировую известность получил как ученый, равных которому в некоторых областях науки нет до сих пор. Именно Лавёров разработал уникальную технологию добычи урана, когда холодная война была в разгаре, благодаря чему Советский Союз в 60-х получил возможность совершить рывок в атомной энергетике.
"Американцы по-настоящему так и не освоили. Почему? Потому что надо открыть особый тип месторождений, технология здесь все в комплексе. Сейчас еще, кстати, 17% атомной энергетики США работает на нашем уране, чтоб было ясно. Причем работает уже 10 лет", – говорит Лавёров.
Николай Павлович – геолог, сфера интересов которого практически не ограничена, – занимался разведкой нефтяных месторождений в Западной Сибири, когда еще никто и не думал, что там можно добывать нефть.
А в 2006-м, когда решался вопрос о прокладке нефтепровода на восток вдоль Байкала, Лавёров научно обосновал, что путь в обход озера будет безопаснее. "Один товарищ сказал, что проезжал там на поезде. А что такое на поезде? Это увидеть только красивые горы. А надо еще видеть, какие там разломы, и как они себя ведут. Надо, кстати, сказать, что в том месте произошло потом землетрясение, и железнодорожная магистраль там была разорвана", – вспоминает ученый.
Академик Лавёров и сейчас продолжает научную деятельность. У вице-президента Росскийской Академии наук работы хватает. У него еще много разработок, которые только ждут внедрения. "Мы называем его книжным пьяницей. Читает запойно. Он должен каждый день читать несколько книг", – рассказывает Валентина Лавёрова, супруга Николая Лавёрова.
За более чем полвека работы званий и наград академика не перечислить. Одна из последних – в 2009 году международная премия "Глобальная энергия". Не перестает изобретать и на отдыхе: ведь в горах хорошо думается. Особенно в окружении детей, внуков и правнуков:
- А это вон мой правнук поехал. Четыре поколения Лавёровых здесь катается.





























































































