Растет число россиян, безразлично относящихся к личности В.И. Ленина. Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, представленные в преддверии 140-летия со дня рождения вождя революции. Не пришло ли время похоронить советского вождя? Этот вопрос со слушателями "Вести ФМ'' обсудили Александр Андреев и Анатолий Кузичев.
Андреев: У микрофона Александр Андреев и Анатолий Кузичев. Доброе утро!
Кузичев: Доброе утро!
Андреев: И мы будем говорить мы сегодня о Владимире Ильиче Ленине и о том, не пора ли его похоронить.
Кузичев: И не только об этом. Знаешь, когда я готовился к эфиру, то подумал: вот сейчас пересмотрю, цитатки смешные найду, позубоскалим, повеселимся. А на самом деле тема, конечно, глубочайшая. Мы активно обсуждаем, ломаем копья вокруг Сталина, мы много снимаем фильмов относительно Троцкого, Дзержинского, всех прочих деятелей революции. Обсасываем косточку от пятого поколения родственников. Обрати внимание на Ленина – ведь ничего запоминающегося со времен Курехина и того, что Ленин – это гриб и радиоволна, управляемая из Мексики, и сокуровского "Тельца" и не было. У меня сильное ощущение, что, может быть, все-таки культ настолько глубоко в нас засадили еще в школе, что мы эту тему деликатно обходим.
Андреев: Ты знаешь, а вот я с тобой не согласен. Готовясь вчера к эфиру, я точно также изучал точки зрения сторонников захоронения тела Ленина, противников захоронения, я нашел массу аргументов и за, и против. Честно говорят, ответ на этот вопрос для меня стал гораздо более неочевиден, чем он был еще накануне.
Кузичев: Для меня тоже. Знаешь, какой главный вопрос? Вот захоронение Ленина – зачем!? Вот ты можешь мне ответить, зачем?
Андреев: Я не могу ответить.
Кузичев: Зачем хоронить?
Андреев: Нет, ну, достаточно странно, например, когда в центре страны лежит мёртвый человек.
Кузичев: Это странно с точки зрения христианских ценностей и традиций. Но на христианских ценностях и традициях свет клином не сошелся, как известно. Почему странно-то? Мы отталкиваемся от христианских представлений о том, что это странно или не странно. Давай абстрагируемся от них.
Андреев: Нет. Я думаю, что не только с точки зрения христианских ценностей, но даже если говорить о человеке, который не принадлежит ни к какой религии, может быть, он верит во что-то, но не верит в конкретного бога, мне кажется, тоже это странно.
Молодёжи Ленин безразличен
Кузичев: У нас на связи Валерий Фёдоров, генеральный директор ВЦИОМ. Валерий, доброе утро!
Федоров: Здравствуйте!
Кузичев: Мы хотим обсудить фигуру Ленина, так сказать, перспективы этой фигуры в нашем сознании и в нашей жизни, в том числе и в физическом воплощении в виде своего тела посреди Москвы. Я знаю, что вы проводили опрос по поводу Ленина.
Федоров: Да, действительно. И не только насчет Ленина, но и насчет его нахождения нынешнего в мавзолее.
Кузичев: Вот интересно, что говорят россияне.
Федоров: Да. Скажу, что такого однозначного мнения нет. Консенсус пока отсутствует по этому вопросу. Существует группа тех, кто против того, чтобы менять нынешнюю ситуацию, существует и довольно большая группа тех, кто полагает, что все-таки лучше по-христиански его перезахоронить. На Волковом кладбище или где-то в другом месте.
Андреев: Скажите, а можно оценить, насколько высок накал страстей? Потому что если эту тему обсуждали 15 лет назад, то чуть ли не до драки дело доходило. А вот сейчас как?
Федоров: Да. Сегодня эта тема ушла с первых полос. И даже если случайно по какой-то причине в средствах массовой информации начнут ее вновь поднимать, то, скорее всего, отклик будет не очень большой. Единственное, от кого будет большой отклик, это, конечно, от сторонников компартии, потому что для них это святыня, для них это символ веры, они, конечно, грудью за нее будут и дальше стоять. А что касается остальных, то среди них постепенно такая форма отношений создается. Может быть, и стоит вынести тело Ленина из мавзолея, но не сейчас, а когда уйдут из жизни поколения, для которых это действительно святыня.
Андреев: А вот не означает ли эта потеря интереса к вопросу со стороны общества как раз то, что подходит время, для того, чтобы захоронить тело Ленина?
Федоров: Конечно, подходит в каком-то смысле. И сегодня оно ближе, чем 15-20 лет назад. Прежде всего по причине того, что новое поколение, которое вступило во взрослую жизнь уже после распада СССР и которое не получило прививки этой вот любовью к Ленину, относится к нему не как к величайшему политику, гению, человеку, который осветил нашей стране, да и всему миру путь вперед к свободе и свету, а просто как к одной из довольно спорных, хотя и крупных исторических фигур. Поэтому главные эмоции, которые люди до 35 лет испытывают по отношению к Ленину, - это не восхищение, это не уважение, не симпатия, это безразличие.
Мавзолей пора отдать в Китай?
Кузичев: Сергей, нам дозвонился, пожалуйста.
Сергей: Вы знаете, я две вещи хочу сказать. Первое – чтобы понять политика Ленина, достаточно посмотреть на сегодняшний Китай. Вот это страна, которая без Ленина идет по ленинскому пути. То есть один в один его политика.
Кузичев: Такой современный НЭП. Вы на это намекаете?
Сергей: Это 100%. Все сделано по заветам Ильича: то есть крестьяне работают, пашут, иностранные инвестиции, жесткая политическая система и развитие капитализма в условиях однопартийной системы. Вот, посмотрите, 9% в год, и к 27 году Россия полностью восстановила довоенное – 13 года – производство.
Кузичев: Это мы говорим о Ленине как о политике.
Сергей: О Ленине в мистическом смысле, в смысле мавзолея, ну, например, в Италии есть целое такое подземное кладбище, где выставляют мумии умерших. То есть это некая такая христианская традиция. В данном случае она неуместна. Поэтому, поскольку он был атеистом, его надо похоронить - и этот вопрос закрыть.
Кузичев: По атеистическим канонам.
Сергей: Да.
Кузичев: Согласен с вами. Спасибо большое.
Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайле.
Читайте и слушайте:
Народная тропа к Мавзолею не зарастает
Молодежь относится к Ленину с безразличием