Тема:

События в Киргизии 2 года назад

Кровавые события в Киргизии уравняли города

Эксперты называют разные версии кровавых событий в Киргизии. У свидетелей же погромов - свое мнение на этот счет. Подробности - в репортаже корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Мы продолжаем рассказ о ситуации в Киргизии. Корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов проехал по югу страны в поисках причин кровавого конфликта, охватившего сразу несколько областей в июне этого года. Эксперты называют разные версии, объясняя события влиянием экстремизма и опальных политиков. Однако свидетели погромов называют и другие причины, о которых и пойдет речь в этом репортаже.

Осипов: За столиком в бишкекской шашлычной мужчины вспоминают последнюю революцию, когда был свергнут президент Акаев, тогда все было гораздо спокойнее, уход Курманбека Бакиева получился более драматичным, хотя многие рассчитывали, что и эта революция обойдется малой кровью, не получилось. Конечно, в Бишкеке, где жизнь поспокойнее, люди больше склонны к анализу и рассуждению. А Джалал-Абад находится в стороне от политического центра, парламента и столичных законов. При случае вступают в силу свои законы, последствия которых мы видим прямо на въезде в Джалал-Абад.

Сожженный телецентр, обрушенные крыши домов закопченные стены, джалал-абадский пейзаж почти полностью повторяет то, что мы видели в Оше, примерно в километре отсюда - особняк Бакиева, говорят, был шикарный дом, сожгли дотла.

По разбитым домам видно, как толпы погромщиков проходили по городу - в три направления, очевидно, что собирались где-то на окраине и оттуда уже начинали свой разрушительный марш. Местные до сих пор стараются быть осторожными, и другим советует то же.

- А что один ходишь?
- Опасно?
- Очень.
- То есть вот так одному лучше не ходить у вас в городе?
- Да, вас, наверное, не тронут, но все равно опасно, будьте осторожны.


Осипов: Возле разрушенного и сгоревшего здания меня окликает женщина, объясняя, что одному лучше не ходить. Рядом с ней мужчина: выносит из сгоревшего дома какой-то хлам. Остатки здания - это центр отдыха, гостиница, ресторан, спортзал/ Мурат работал в спортзале, уверен, что погромщики специально выбрали этот адрес.

- Заезжие громили, по наводке местных, конечно, потому что, не зная, человек, который там живет наверху, не может знать, чей это ресторан, чье это все. Вот это последнее, что они сожгли в этом городе, и там еще чайхана есть узбекская.

Осипов: Нападения действительно были выборочными. Погромы в Джалал-Абаде случились чуть позже, чем в Оше, но, общаясь с местными, я узнаю еще одну версию событий - криминальную, она отчасти снимает национальный вопрос, о котором только и твердили мои прежние собеседники.

- Есть Черный Айбек, есть такой авторитетный узбек, его убили, и в ту ночь братишка Айбека, его зовут Аваз, был обречен узбеками, узбеки шли против узбеков, а Аваз сказал, что он за узбеков, собрал пару машин и сжег телецентр.

Осипов: "Черного Айбека" убили в ночь на 7 июня. Через несколько дней по городу прокатывается волна беспорядков. Айбек давно враждовал с депутатом Батыровым, тоже узбеком. Вполне вероятно, что погромы стали следствием этого конфликта, кто-то мстил за Айбека. Но за нападениями на узбекские дома последовал ответ - погромы киргизских владений.

- А на следующий день собрались киргизы на ипподроме, и началось. С гор ребята машины гнали.
- Авторитеты, которые за этим стояли, - это бандиты обычные, криминал?
- Я не знаю, что теперь будет с этим человеком Авазом.

.
Осипов: Это еще одна версия того, как могла завариться вся эта кровавая каша. Очевидно, что в погромы вовлекли большое количество людей. Причем, как поясняют местные - это были люди из аулов, которых где-то специально набирали. Кто-то даже называют цифру - 50 миллионов сомов, это около миллиона долларов - будто столько стоила организация беспорядков, спонсорство приписывают Курманбеку Бакиеву, который, впрочем, сам остался без шикарного особняка в предместьях Джалал-Абада. Правда, бывший президент материальные потери, наверное, переживет, чего не скажешь об остальных жителях - картины опустошений на каждом шагу.

Обугленные железные прутья - кажется, останки столов и стульев, покосившаяся вытяжка от мангала, тут была узбекская шашлычная, хозяева бежали и, судя по тишине, не собираются возвращаться.

Разгром магазинов, кафе, аптек, мелких палаток парализовал южные города Киргизии. Несколько недель негде было купить продукты, гуманитарную помощь раздавали как придется, тут же оживились спекулянты, цены выросли на все, жалуются местные.

- Сигареты были 9, стали по 15, некоторые 25.
- А мясо сколько стоит?
- Мясо - 180, было 140, 160, а сейчас мы баранину покупали по 210.

Осипов: Средняя зарплата в Оше и Джалал-Абаде - 2 тысяч сомов, это примерно полторы тысячи рублей, в переводе на еду - около 10 кг говядины. Кто-то подрабатывает мелкой торговлей или у владельцев крупных ресторанов и частных отелей. Но после побоища многие потеряли работу, рестораны разбиты, магазины и отели сожжены. Те, кто бежал, не спешат обратно домой, возвращаются в основном мужчины, чтобы спасти оставшееся добро, а семьи пока живут у родных на севере или вообще за пределами страны. Простые обыватели и стали главными пострадавшими в этой жестокой бойне. Хотя внутри этих людей не чувствуется стремления к войне. У порога ошской мэрии я встретил Курбакулу Акмерзоева, пожилой человек сидел и ждал, когда выйдет городской глава, считая, что именно ему он должен объяснить что-то очень важное, о примирении с врагами, путаясь в русских словах, рассказывал мне старик.

Читайте и слушайте предыдущий материал Николая Осипова:

Жители Киргизии ходят по улицам с портретами родных