Курортный сезон-2010 должен был стать прорывом на пути Абхазии к возвращению звания знаменитого курорта. Ко второй годовщине признания Россией независимости республики абхазы планировали избавиться от следов полутора десятилетий послевоенного безвременья и сделать свою страну максимально привлекательной для российских отпускников. Насколько им это удалось – оценил корреспондент радио "Вести ФМ" Ярослав Лукашев.
Лукашев: Первое впечатление Абхазия традиционно производит на туристов еще до того, как они попадут на территорию республики. На границе за последние годы мало что изменилось - на прохождение таможенного и пограничного контроля у отдыхающих уходит от сорока минут до нескольких часов.
Попытка исправить ситуацию с помощью электрички Адлер-Гагра провалилась, считают воспользовавшиеся нововведением Владимир и Наталья Михалёвы из Екатеринбурга.
Михалёв: Электричка – ну, что сказать? В принципе, для такого расстояния 25 километров 3,5 или около четырех часов – это много.
Михалёва: А еще мы стояли. Поезд пропускали встречный, товарный. Стояли, стояли, стояли, стояли… Все это на солнцепеке, жара. А так вообще хорошо, быстро, в общем-то. Лучше, чем так, ногами границу переходить.
Лукашев: Самые стойкие из отдыхающих, преодолев границу, оказываются в курортной зоне. Самый близкий к России, а потому – самый популярный курорт – Гагра. Александр Подгорный сюда приезжает каждый год, и в нынешнем сезоне приятным сюрпризом для него стало появление зачатков пляжной инфраструктуры.
Подгорный: Ну, немножко обустраиваются. Вот раньше ничего этого не было – ни лежаков, ни раздевалок. Обустраиваются. Раньше здесь вообще пляжи, как дикие, были. Ничего не было.
Лукашев: При выборе места проведения отпуска самый веский аргумент в пользу Абхазии – традиционно невысокие цены. Арендовать жилье в частном секторе здесь значительно дешевле, чем на соседних российских курортах. Почти каждый житель курортных городов и поселков готов сдать часть собственного дома или квартиры. Семья жительницы Пицунды Амры Лабахуа перебралась в одну комнату, чтобы остальные три предоставить туристам.
Лабахуа: У меня самое дорогое – это 300 рублей. Там все условия – горячая вода, душ, все внутри. А так – и 150, и 200. Тут недалеко совсем.
Лукашев: Абхазское понимание словосочетания "все условия" за полтора десятилетия послевоенной разрухи претерпело серьезные изменения. За это время почти вся коммунальная инфраструктура пришла в негодность, и регулярные перебои с водой или светом для местных жителей стали совершенно обычным явлением. Живущие в частном секторе туристы воспринимают их как неизбежное зло – щадящие цены позволяют быть не слишком придирчивыми. А вот тем, у кого от ЖКХ зависит бизнес - приходится не просто. Открывший в абхазской столице, Сухуме, гостиницу и кафе, российский бизнесмен Сергей Мельников пришел к однозначному выводу – работать бесперебойно можно только с серьезным запасом автономности.
Мельников: Мы поставили сейчас четырехсуточный резерв воды – на случай, если выйдет из строя городской водопровод. Т.е., мы можем автономно жить. Сейчас вот я заключил договор, и буквально в ближайшее время поставим свою дизель-электростанцию. Т.е., мы будем автономны и от энергосистемы.
Лукашев: Плачевное состояние жилкомхоза давно стало неотъемлемой частью отдыха в Абхазии. А вот некоторые изменения в психологии местных жителей стали заметны только в этом сезоне – когда от туристов стали требовать соблюдения национальных традиций. Причем, на государственном уровне. Например, заместитель директора республиканского департамента по курортам и туризму Кристина Лакербай с необходимость ограничивать туристов согласна полностью.
Лакербай: Если ты турист – будь добр, уважай обычаи и традиции того народа, куда ты приехал. И с этим связаны те же объявления. Бывает даже не обслуживают. Если человек пришел в кафе или ресторан в парео или шортах и без майки – тебя могут не обслужить. И они правы.
Лукашев: Из неприятностей, которые могут приключиться с отпускниками в Абхазии, самые распространенные – это преувеличенные счета в кафе и ресторанах и мелкое воровство – карманные кражи.
Ни то, ни другое гостей Абхазии не шокирует – обсчитать или вытащить содержимое кармана могут и вдалеке от Черноморского побережья. А вот некоторые – привычные для абхазов явления – отдыхающих по-настоящему шокируют. Для Владимира и Натальи Михалёвых местный праздник стал самым ярким и не самым позитивным впечатлением отпуска.
Михалева: О, да. Все тут стреляли, ездили. Население вооруженное, не обезоруживают никого. В общем, мы – домой. Закрылись и сидели.
Лукашев: А вот уличной преступности здесь почти нет – при населении чуть больше ста тысяч человек любой сотрудник Министерства внутренних дел знает всех потенциальных злоумышленников.
Читайте на сайте радио "Вести ФМ": Наташа Кампуш рассказала историю своего похищения