Андрей Ломанов: электропитание нашего самолета отключилось внезапно

Андрей Ломанов: электропитание нашего самолета отключилось внезапно
Самолет ТУ-154 компании "Алроса", выполнявший рейс из Якутского аэропорта "Полярный" в Москву, через 3,5 часа полета на высоте более 10 тысяч метров был вынужден совершить посадку на неработающем аэродроме Ижма в Коми из-за отказа электропитания.

Самолет ТУ-154 компании "Алроса", выполнявший рейс из Якутского аэропорта "Полярный" в Москву, через 3,5 часа полета на высоте более 10 тысяч метров был вынужден совершить посадку на неработающем аэродроме Ижма в Коми из-за отказа электропитания. Жертв и пострадавших не было, а всего на борту самолета летели 72 пассажира и 10 членов экипажа. О том, как все это было, мы сейчас будем говорить в эфире радио "Вести ФМ".

"Вести ФМ": У нас в студии те самые летчики, которые смогли посадить самолет. Это Евгений Новоселов – командир экипажа, пилот первого класса. Евгений Геннадьевич, здравствуйте вам!

Новоселов: Добрый день!

"Вести ФМ": Второй пилот – Андрей Ломанов, Андрей Александрович, вас тоже приветствую с удовольствием!

Ломанов: День добрый!

"Вести ФМ": И штурман, штурман первого класса Сергей Талалаев. Сергей Владимирович, и вам тоже здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как все это было? Что произошло? Когда вы почувствовали неисправность. Давайте начнем с командира экипажа, наверно. Командир обычно за все отвечает. Евгений Геннадьевич?

Новоселов: Ну, я, во-первых, хотел поправить, что в нашем экипаже второго пилота не было, у нас два командира воздушного судна – это я и Андрей Ломанов. То есть два командира воздушного судна, мы пилоты одинаковой квалификации. Равноправны абсолютно. Но, единственно, что я был по этому рейсу командир воздушного судна, то есть я был старшим на борту, а так мы с Андреем являемся пилотами одинаковой квалификации. И на тот момент, когда уже на обратном пути в левом пилотском кресле находился непосредственно Андрей Ломанов, который и занимался управлением воздушного судна, а я руководил общей обстановкой, ну и помогал ему, ну и принимал какие-то решения, выяснял, что случилось на борту.

"Вести ФМ": Так что произошло? Когда вы почувствовали, что что-то идет не так?

Новоселов: Ну, три часа полета прошли в штатном режиме, то есть спокойный полет был.

"Вести ФМ": Ничто не предвещало, все работало нормально?

Новоселов: Летели, высота 10600, не болтало, светило солнце прекрасно, внизу облачность была, правда, сплошная. Но вот как только три часа пролетели, бортинженер доложил о неисправностях в системе электроснабжения самолета.

Ломанов: С электропитанием.

"Вести ФМ": То есть отключилось электропитание?

Ломанов: Полностью.

"Вести ФМ": Ни с того ни с сего?

Ломанов: Да, произошел отказ ВУ, которое вырабатывает постоянный ток у нас, и, в принципе, от которого все питается.

"Вести ФМ": И что это значит, когда отключается электропитание, насколько это критично? Там есть какие-нибудь резервные источники?

Ломанов: Все резервные отказали.

Новоселов: Вот именно тот удивительный случай, когда все отказало и успели передать мы на землю сигнал срочности, что проблемы с системой. Значит, возможно, предстоит вынужденная посадка, и просим подобрать аэродром для посадки. Вот единственное, что мы успели передать. После этого оборвалась связь.

"Вести ФМ": Даже связи не было?

Ломанов: Связь оборвалась в первую очередь.

Новоселов: В первую очередь, в чем проблема.

Ломанов: Весь ужас ситуации в том, что мы остались без связи.

Новоселов: И потом пошли развиваться уже следующие события – то есть сначала отказала связь, начали отказывать приборы, последовательно.

Ломанов: Приборы пространственного положения самолета, что очень важно, очень важные приборы. Они все у нас тоже электрические, все отказали.

"Вести ФМ": Сергей Владимирович, дальше что было? Как вы действовали в этой ситуации без связи, без электричества, без приборов? Как вы нашли вообще этот аэропорт? Как он назывался? Ижма?

Талалаев: Ижма. Мы сразу же приступили, командир принял решение как бы в технологии отворачивать вправо 30 градусов, чтобы не было столкновений с внизу летающими самолетами, так как мы идем по трассе, и потом в дальнейшем приступили к снижению. Сначала стали занимать 3000 метров – безопасную высоту, и как бы ниже туда дальше. Нам главное надо было выйти из облаков, чтобы как бы зацепиться за землю.

Ломанов: Перейти на визуальный полет.

"Вести ФМ": То есть, чтобы видеть землю?

Талалаев: Чтобы видеть землю, потому что все отказало. И даже когда мы пробивали облачность, бортинженер Каримов поставил стаканчик - облачность была большая - чтобы не потерять пространственное положение, но она оказалась тонкой.

"Вести ФМ": И что происходило дальше?

Ломанов: Дальше мы стали привязываться к линейным ориентирам. Под линейными ориентирами подразумеваются железные дороги, речки. Если железная дорога, река, значит, рядом населенный пункт, значит, рядом поле, площадка, на которую можно было бы совершить аварийную посадку.

Полностью рассказ летчиков об аварийной посадке самолета Ту-154 слушайте в аудиофайле