Привет, Россия! Это программа Вести.net. Которую, я надеюсь, вы черпаете из легальных источников. Помимо канала "Россия 24" – это ролики по адресу vesti.net или подписка на наши выпуски в iTunes. Непростые взаимоотношения между правообладателями и крупнейшими интернет-ресурсами вновь вышли на первый план.
Нелегальный контент посчитали. Ассоциация кино- и телепродюсеров составила реестр кино- и телепродуктов, права на которые принадлежат членам организации.
Реестр – список фильмов и телепроектов со ссылками на их владельцев. Использование этих произведений в Интернете возможно лишь с письменного разрешения правообладателей.
К реестру прилагается два списка. В белом – видеосайты и телеканалы, которые выполняют требования ассоциации. В их числе: ivi.ru, omlet.ru, tvigle.ru, tvzavr.ru и zoomby.ru. В черный же список, помимо торрент-трекеров, попали все ведущие проекты Рунета – "Яндекс", Mail.ru, "ВКонтакте", а так же гугловский видеохостинг YouTube. Всего же к пиратам причислено 299 сайтов.
Ассоциация продюсеров призывает владельцев интернет-сервисов до 31 января 2011 года самостоятельно удалить весь нелегальный значившейся в реестре контент со своих серверов. В противном случае проблемы будут решаться в судебном порядке.
"Прежде всего, нужно понимать, что и без всякой публикации и без всякого срока, уже сейчас, если тот или иной правообладатель обнаружил нарушение своих прав и зафиксировал его в установленном порядке, может обращаться в суд. Надо сказать, что правообладатели в каком-то смысле являют собой добрую волю, предоставляя возможность интернет-сообществу расчистить свою площадку от контрафактного контента", – считает Павел Катков, директор юридического департамента ОАО "Система Масс-медиа".
Инициатива – продолжение июньского скандала, когда на проходившем на круглом столе "Вору.нет!", посвященном проблемам распространения контрафактной продукции в Интернете, президент группы компаний "Амедиа" Александр Акопов пообещал разобраться с самым пиратским ресурсом Рунета – соцсетью "ВКонтакте", а ее многомиллионную аудиторию назвал уголовниками.
Ответ последовал через несколько месяцев – в середине октября. Первые "кнопки" Рунета, и в том числе "ВКонтакте", опубликовали воззвание, в котором говорилось о том, что они – интернет-сайты – не ответственны за контент, который размещают пользователи. И удаление спорных материалов происходит и будет происходить лишь в случае обращения к сайту правообладателей.
В ответ появилось открытое письмо от руководства Tvigle, Zoomby и TvZavr, предложивших убрать сайты, уличенные в публикации пиратского контента, из поисковой выдачи, ограничить длину роликов, а так же заменить контрафакт на лицензионное видео.
"Наша позиция заключается в том, что уже есть отработанные на Западе механизмы и варианты, по которым можно минимизировать появление нелицензионного пиратского контента на такого рода ресурсах", – заявил Виктор Пинчук, генеральный директор "ВебТВ".
Вопрос, касающийся поиска, не первый раз поднимается правообладателями. Около года назад с подобным требованием – запретить индексировать и убрать из результатов поиска сайты с нелегальным контентом – выступала Ассоциация ДВД-издателей России. И ответ поисковиков остался неизменным.
"Поисковик не отвечает за качество и содержание страниц, которые можно найти при его помощи. И не может оценивать законность или незаконность контента, размещенного в Сети. Поисковая система – всего лишь зеркало Интернета, а не цензор", – сказал Очир Манджиков, пресс-секретарь компании "Яндекс".
А вот идея с ограничением длины роликов до 10 минут уже реализована на видеохостинге YouTube. И там лимит на длительность загружаемых материалов был обусловлен тоже борьбой с пиратством. В компании Mail.ru в принципе согласны с таким подходом, но опять же – со своими оговорками.
"Технически мы, на самом деле, уже ограничиваем длину ролика. И делаем это уже очень давно. Но конечно, не до 7-10 минут. 7-10 минут – это очень мало даже для любительского видео", – считает Максим Бобин, вице-президент Mail.Ru по правовым вопросам.
Однако, по мнению интернет-компаний, к которым есть претензии со стороны правообладателей, обмен письмами, а так же издание реестра ситуации не изменит. "Они опубликовали такой реестр, но он никак не помогает нам найти такой контент. Простые названия произведений, если мы забьем в поиск название фильма, там далеко не все будет контрафактным контентом. И результатов поиска будет, скорее всего, тысячи", – сказал Максим Бобин
К тому же интернет-порталы настаивают, что даже при желании не смогут отслеживать весь пользовательский контент. Правообладатели же уверены в том, что онлайновые сервисы и соцсети намерено этого не делают, так как, во-первых, прямо или косвенно зарабатывают на чужом контенте, а, во-вторых, не хотят нести расходы, связанные с удалением.
"Технические проблемы по выявлению незаконного контента и наличие существенных проблем по выявлению его – это лукавство. Существует несколько разных технологий, когда единица аудиовизуального контента идентифицируется, конечно, не по названию (это было бы наивно – искать что-либо по названию файла), а идентифицируется по содержанию файла", – подчеркнул Павел Катоков.
Замкнутый круг может быть разомкнут несколькими способами. Одно из решений – закрепление прав и обязанностей каждой из сторон на законодательном уровне. Другое же решение – это соглашение между всеми сторонами конфликта. И здесь средства контроля могут предоставить сами же участники рынка. В частности, практически сразу после публикации списка свои услуги обеим сторонам предложила компания Licenzero.
Сервис мониторинга видеоплагиата и порнографии, благодаря фирменным технологиям, позволяет находить не только фильмы целиком, но и фрагменты, а также модифицированные копии, снимая таким образом ответственность за необходимость отслеживания контрафакта с плеч интернет-компаний.
Пользователи тоже не сидят сложа руки и своеобразно реагируют на решения в области защиты авторских прав. Они устроили флешмоб, отправляя в адрес Российского Союза Правообладателей под руководством Никиты Михалкова издевательскую бандероль с уведомлением о вручении. В нее вкладывается диск с записанным легальным контентом, например, личными фотографиями и несколько мелких монет на сумму 30 копеек, символизирующие 30 серебренников известного библейкого персонажа. Это ответ пользователей на введение отчислений в пользу РСП с каждого импортируемого в Россию носителя информации от флешки или карточки памяти и до телефонов или компьютеров. Подразумевается, что все эти устройства могут быть использованы для нелегального копирования. Пользователей обижает, что с них берут деньги еще до совершения правонарушения, а также в случае, если оно вообще не совершается и носители используются исключительно в легальных целях.
Никита Михалков, возглавляющий Российский союз правообладаетелей, заставил говорить о себе не только из-за введения новых сборов. Фигурирует он сегодня и в новостях недели. Посмотрим, в каком именно рейтинге и на каком месте. Сначала – пятерка главных телесобытий.
Пятое место – кончина современного оракула, осьминога Пауля, который безошибочно предсказал исход ключевых матчей чемпионата мира по футболу.
Строчкой выше – загадочная история с автомобилем "Aston Martin", который протаранил два киоска в центре Москвы.
Выпадение пепла и пыли в населенных пунктах Камчатки из-за извержения вулкана Шивелуч занимает третье место.
На второй позиции – внесение в госудму закона о полиции, который прошел обсуждение в Интернете.
Ну а больше всего в теленовостях говорили о первых шагах нового мэра Москвы Сергея Собянина, в том числе – о его борьбе со столичными пробками.
Сравним с темами, которые заинтересовали пользователей Интернета, отправлявших свои запросы поисковой системе "Яндекс".
Как и в телерейтинге, пятерку замыкает смерть осьминога Пауля. "Яндекс" отметил очень трогательные запросы пользователей, например, многие из них пытались выяснить, "как умирает осьминог".
На четвертом месте – сообщения о скором замужестве российской тенниссистки Марии Шараповой.
Третья ступенька – еще одна авария в Москве, но пользователей интересовал вовсе не Aston Martin, а загоревшаяся на Кутузовском проспекте скорая помощь.
На втором месте – вынесение смертного приговора одному из бывших высших руководителей Ирака Тарику Азизу.
Ну а лидирует как раз Никита Михалков и его обнародованный на минувшей неделе "Манифест просвещенного консерватизма".
Немало шума на минувшей неделе наделала компания Mail.Ru. Слухи о ее планах выйти на лондонскую биржу ходили давно, ну а теперь названы сроки и цифры.
Mail.ru Group может стать единственной российской интернет-компанией, чьи акции обращаются в Лондоне. Как сообщает газета Sunday Times, компания проведет IPO в течение ближайших двух недель. И уже известно, на что будут потрачены вырученные средства: компания собирается докупить акций “ВКонтакте” и продолжить охотиться на акции глобальных интернет-ресурсов типа Facebook (запрещена в РФ) и Groupon.
Стоит оговориться, что по правилам Лондонской фондовой биржи компаниям запрещено комментировать размещение акций до процедуры IPO, поэтому нам пришлось довольствоваться скудным официальным заявлением. Из него понятно, что Mail.ru Group, в которую ранее выделилась и переименовалась часть российского инвестиционного фонда Digital Sky Technologies, собирается продать во время IPO около 16% своих акций.
Цена акций будет варьироваться от 23 до 27 долларов. Таким образом, всю компанию оценивают от 4,78 до 5,63 миллиарда долларов. В активы Mail.ru Group входят интернет-компания Mail.ru, сервис мгновенных сообщений ICQ, социальная сеть "Одноклассники", почти 10% крупнейшей социальной сети Facebook, чуть больше 5% скидочного сервиса Groupon, полтора процента производителя игр для социальных сетей Zynga и почти 25% соцсети "ВКонтакте".
Кстати, часть прибыли от IPO – а именно 112,5 миллиона долларов – пойдет на покупку 7,5 %-доли крупнейшей российской социальной сети “ВКонтакте”, которая, таким образом, оценена в 1,5 миллиарда долларов. В результате сделки доля Mail.Ru Group в социальной сети увеличится до 32,49%. Кроме того, у компании есть право на покупку в следующем году дополнительных 7,5% что увеличит ее долю почти до 40%.
"Холдинг оценил себя в достаточно высокую сумму. Инвесторам надо просто и внятно объяснить, почему он себя так высоко ценит. Простым и привлекательным объяснением является следующее: на вырученную сумму холдинг приобретет пакет очень быстро растущих проектов Facebook и "ВКонтакте", которые обогатят инвесторов, потому что они находятся в фазе быстрого роста, – рассказывает начальник отдела развития департамента инвестиций ИК "ФИНАМ" Леонид Делицын. – Таким образом, инвесторы, которые сегодня покупают акции холдинга, покупают не только нынешние доходы, а они покупают быстрый рост и шанс прямо сейчас войти в Facebook, еще до IPO Facebook. А поскольку "ВКонтакте" очень близок Facebook – он тоже находится в фазе быстрого роста; в том, что касается заработка денег, – это практически его полный аналог, – это очень просто объяснить инвесторам, что "ВКонтакте" – это тот же Facebook только в России".
Ну а в Великобритании, на чью биржу собирается выходить Mail.Ru, интернет-индустрия по своему объему приблизилась к финансовому сектору. Он составил 100 миллиардов фунтов стерлингов или 7 процентов ВВП. Этим процессом движет простое желание людей совершать покупки в Cети. А популярность этого вида торговли, в свою очередь, спровоцировала бум в сфере интернет-рекламы.
И вновь к теме, с которой мы начали сегодняшнюю программу. Когда говорят о нелегальноv распространении контента, обычно имеют в виду фильмы или музыку. Реже – программное обеспечение. Впрочем, все более актуальной эта проблема становится и для книг. И, как обычно, виноват оказался технический прогресс.
Появление планшетных компьютеров стимулировало книжное пиратство. К таким выводам пришли в компании Attributor, которая отслеживает распространение контрафактного контента в Интернете.
Согласно данным компании, ежедневно во всём мире скачивается более 3 миллионов пиратских копий книг, что на 50% больше, чем в прошлом году. Интересный момент, наиболее значительный скачок произошёл после того, как в продаже появился эппловский "планшетник" iPad.
О том, что iPad, дающий возможность читать электронные книги на большом и контрастном экране, стал причиной роста книжного пиратства, ещё весной этого года сообщал и портал Torrentfreak. Согласно данным сайта, число нелегальных копий книг буквально через неделю после выхода iPad удвоилось.
Несмотря на то, что данный факт, очевидно, должен насторожить издателей, как традиционных, так и электронных книг, не всё так мрачно, как может показаться на первый взгляд. К примеру, автор популярного комикса The Underground Стив Либер обнаружил свое творение полностью отсканированным и размещённым на форуме 4chan.org.
Однако размещение пиратских копий, вопреки ожиданиям, имело неожиданный эффект. Число посещений официального сайта Либера выросло, также как и выросла выручка автора от продаж своего творения.
Есть и другой пример такой пиратской рекламы. Бразильский писатель Паоло Коэльо сам размещает на торрент-трекерах свои тексты, при этом лишь увеличивая спрос на них в обычных магазинах.
Судить об эффективности такой модели для всех рано. Очевидно, что малоизвестные авторы могут с помощью пиратства лишь популяризировать свои труды, заработать в такой ситуации получится у немногих. И все же, очевидно, что Интернет, даже с его пиратством – это не только надгробный камень на могиле традиционных моделей распространения печатной продукции, но и новые возможности.
Пример из смежной отрасли – The New York Times. Как и все прочие бумажные СМИ, эта газета страдает от падения тиражей и того, что называется "поисковым пиратством" – когда самые интересные новости из выпуска читатель получает через новостной агрегатор поисковика, не заходя на сайт издания.
Однако коллектив The New York Times сумел добиться того, что количество подписавшихся на твиттер-эккаунт издания превзошло число подписчиков бумажной версии. Станет ли связка "газета плюс Twitter" прибыльной моделью – неясно. Возможно, должна измениться не только форма распространения, но и вся отрасль в целом. В частности, для поиска новых моделей журналистики в эпоху Интернета, Google на днях выделил грант в размере 5 миллионов долларов.
Интерес Google неслучаен. Ведь именно интернет-гигант, по мнению медиамагната Руперта Мердока, стал причиной смерти традиционной журналистики и является виновным в распространении поискового пиратства.
И хотя компромисс тогда был найден – для ряда изданий можно было прочесть только "выжимки" из нескольких статей, а затем пользователь отправлялся на сайт газеты или журнала, очевидно, что значительного эффекта это не возымело, и вопрос о необходимости создания новых моделей для СМИ в Интернете остается открытым.
Появление iPad связывают и с еще одним явлением. Доля интернет-видео в формате HTML5 за текущий год выросла с 10 до 54 процентов. Напомним, что самый распространенный формат — Flash — не поддерживается iPad. Таким образом, война, обяхвленная формату Flash главой компании Apple Стивом Джобсом, похоже дает свои плоды. Впрочем, нельзя приписывать успехи в продвижении HTML5 только iPad — в мире все популярнее становятся смартфоны, многие из которых также не поддерживают Flash.
Впереди – рейтинг персон, тех людей, которыми активнее всего интересовались пользователи поисковой системы Google.
Пятое место – Михаил Ходорковский. Судебный процесс по второму делу бывшего главы ЮКОСа вступил в заключительную стадию.
На четвертой строчке – российская теннисистка Мария... нет, не Шарапова, а Кириленко. Она вышла в финал Кубка Кремля.
Тройку замыкает известная оперная певица Тамара Синявская, серьезно пострадавшая в результате аварии в центре Москвы.
На втором месте – министр обороны Анатолий Сердюков, против которого выступили представители ВДВ и Союз военных моряков.
Впереди всех на этой неделе оказался оппозиционный деятель Борис Немцов, обратившийся к президенту Медведеву с просьбой помиловать Михаила Ходорковского.
По будним дням с вами – короткие выпуски программы Вести.net, а суммируем и анализируем все – по выходным. До встречи через неделю. Россия, пока!