Турбизнес в России нуждается в "капитальной" проверке. "Скажите прямо" с Еленой Щедруновой и Александром Кариевским

Читать Вести в MAX
Компания "Капитал тур" - на грани банкротства. Непогашенные кредиты свели ее стоимость к нулю и подставили тысячи российских туристов. Как подстраховаться от таких ситуаций? Это и многое другое в эфире "Вести ФМ" обсудили Александр Кариевский и Елена Щедрунова.

Компания "Капитал тур", входящая в тройку лидеров российского турбизнеса, на грани банкротства. Компания с годовым оборотом в 16 миллиардов рублей в лучшие годы стоила бы 70 миллионов долларов. Непогашенные кредиты свели ее стоимость к нулю и подставили тысячи российских туристов. Как подстраховаться от таких ситуаций? И возможно ли как-то получить информацию, что в реальности представляет та или иная российская компания с финансовой точки зрения? Это и многое другое в эфире "Вести ФМ" обсудили Александр Кариевский и Елена Щедрунова.

Щедрунова: Здравствуйте! У микрофона Александр Кариевский и Елена Щедрунова. Как обычно, в пятницу в это время мы подводим экономические итоги недели. Думаю, что темы, которые мы будем сегодня обсуждать, касаются всех. Мы сегодня не про макроэкономику, мы сейчас начнем с абсолютно прикладной вещи, которая связана с ситуацией, сложившейся вокруг "Капитал тура". Мы вчера в это время про это говорили. И вчера в разговоре выяснилась следующая интересная вещь: о том, что у "Капитал тура" плохи дела, что компания работает в долг, что компания просто иногда ведет себя недобросовестно со своим контрагентами, не оплачивая их услуги на протяжении довольно длительного времени, знали. Тем не менее, никто дальше узкого круга людей, работающих в этом бизнесе, эту информацию не распространял. Вот все внутри все знали, что в любой момент это может рухнуть, но потребителям этого не говорили. И люди, которые сейчас следят за тем, что говорят про "Капитал тур", задают один единственный вопрос – так что же получается, что любая компания может рухнуть в любой момент, а мы просто не знаем, что там происходит. Вот как подстраховаться? И возможно ли как-то получить информацию, что в реальности представляет та или иная российская компания с финансовой точки зрения?

Кариевский: На самом деле, действительно, вопрос серьезный, потому что в очень неприятную ситуацию попали люди, кто-то просто испортил себе отдых в прямом смысле. Кто-то не смог полететь или поехать куда-то. Самое главное, что люди, которые отдохнули, хотели бы уехать, но их не выпускали из отеля и это, конечно, мягко скажем, крайне неприятно, тем более что люди, как правило, все деньги-то уже потратили.

Щедрунова: Более того, в самой худшей ситуации, на мой взгляд, оказались люди, которые, например, были в той же Доминиканской Республике, где самолеты летают, насколько я знаю, один или два раза в неделю всего. В конце концов, из Таиланда, из Эмиратов, из Египта можно выбраться гораздо проще, там не одним рейсом – так другим и так далее. А вот как вылезать из Латинской Америки? Это, конечно, полная катастрофа.

Кариевский: Здесь, конечно, есть несколько аспектов. Понятно, что есть чисто человеческие вещи, а есть бизнес.

Щедрунова: Давай про бизнес.

Кариевский: Давай про бизнес, потому что и так все понятно - никто бы не хотел оказаться в такой ситуации, безусловно. Я когда слушал вот эти все новости в течение недели, у меня был только один вопрос, который задавал в своей песне Владимир Высоцкий: где деньги, Зин? Куда деньги-то делись? Ведь здесь бизнес-модель на самом деле, насколько я ее понимаю, это же одна из успешных компаний, это не какая-то молодая компания, которая вышла в кредит, чего-то накупила и так далее. Компания долго на рынке и, собственно говоря, я, конечно, не знаю детально бизнес-планов и моделей функционирования всего этого дела, но у меня есть все-таки несколько вопросов. На самом деле туристический бизнес у успешной компании все-таки предполагает, что клиенты платят деньги вперед, как правило. Это не то, что завод, который произвел много-много карандашей и вдруг их не продал. Он завис, условно говоря, с этим вещами. Я прекрасно понимаю, что такой кассовый разрыв в деятельности компании бывает. Это нормальная практика, так работают все компании. Реально бизнес без кредита, без долгов не функционирует в реальной экономике, потому что всегда возникает, еще раз говорю, кассовый разрыв между приходом, особенно в производственных компаниях, там, где произвести нужно сейчас, а деньги ты получишь потом. Причем этот разрыв может быть месяц, два и больше. 

Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах.