В США скоропостижно скончался один из самых эксцентричных и успешных кинопродюсеров мира - Бернд Айхингер. Ему был 61 год. О его жизненном пути расскажет обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

В США скоропостижно скончался один из самых эксцентричных и успешных кинопродюсеров мира - Бернд Айхингер. Ему был 61 год. О его жизненном пути расскажет обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

Почетный гражданин Баварии и, бесспорно, самый успешный продюсер Германии Бернд Айхингер скончался вдруг, в самом расцвете лет - на 62-м году жизни в гостях у американских друзей от внезапного инфаркта. Ушел из жизни вдали от дома. Да и был ли у него дом? В детстве жил с родителями, потом - только в отелях, и так до сорока лет, когда решил обзавестись собственным жильем. К тому моменту Айхингер уже успел спродюсировать скандальную "Кристиану Ф" с музыкой Дэвида Боуи, нашумевшую экранизацию "Имени розы" с Шоном Коннери и "Бесконечную историю" Вольфганга Петерсена - одну из лучших киносказок 1980-ых годов.

Он никогда не настаивал на том, что он немец, но и в резиденты Голливуда не набивался. Гражданин мира мог и из Мюнхена скомандовать о запуске "Обители зла": честь запуска, да и продолжения успешнейшей франшизы о сражениях Милы Йовович с полчищами зомби по мотивам одноименной компьютерной игры, принадлежит именно компании Айхингера Constantin Films. В последние годы Айхингер всерьез занимался освоением американского рынка, и небезуспешно: "Обитель зла" собирала все больше денег с каждым следующим фильмом, и даже 3D пошло ей на пользу, да и "Фантастическая четверка" и ее продолжение были весьма успешными проектами. Хотя, кажется, Айхингер был единственным, кто экранизировал комиксы по старинке, без постмодернистских вывертов и подмигиваний.

Но, конечно, подлинной страстью продюсера были амбициозные экранизации. О "Бесконечной истории" и "Имени розы" уже говорилось: сколько бы их ни пинали, сегодня многие знают книги Михаэля Энде и Умберто Эко только благодаря фильмам. Позже были "Элементарные частицы" по Мишелю Уэльбеку - правда, совсем неудачные, - и также заклеванный критикой, но принесший огромные для европейского проекта деньги "Парфюмер" Тома Тыквера по Патрику Зюскинду. Там, кстати, Айхингер стал и соавтором сценария. Немецкое кино, вообще, многим ему обязано: он стоял у истоков Киноакадемии Германии, он спродюсировал два самых нашумевших немецких фильма последнего десятилетия – "Бункер" о Гитлере, получивший "Оскара", и недавний "Комплекс Баадера-Майнхоф".

А еще он иногда режиссировал - редко и не всегда удачно, но с душой. Мне довелось как-то побывать на постановке вагнеровского "Парцифаля" в Берлинской национальной опере. Оркестр под управлением Даниэля Баренбойма играл дивно, певцы были потрясающими, а на сцену, заполненную пафосной мешаниной претенциозных символов, смотреть было почти невозможно. Взглянув в программку, я увидел, что автором постановки значился именно Бернд Айхингер: запоздалый дебют в оперной режиссуре… Очевидно, этот продюсер вагнеровских масштабов всю жизнь носил в себе так толком и нереализованную страсть к могучему и мощному кинематографу, способному напомнить о полете валькирий. Но мечту свою он исполнял, не сбегая в Голливуд, а поднимая родную страну до неслыханных - и иногда несуразных - высот.