Петербуржцы и жители Ленинградской области, которые приобрели недвижимость в Финляндии, опасаются, что президентский указ о запрете продажи иностранцам земли и недвижимости в российских приграничных регионах вызовет ответную реакцию. Ведь более 5 тысяч россиян имеют коттеджи в соседней Финляндии коттеджи. Есть ли повод для беспокойства, выяснял корреспондент "Вести ФМ" в Петербурге Олег Яхонтов.
Недвижимость в Финляндии всегда пользовалась спросом у жителей Северо-Западного региона. Хорошая экология, развитая инфраструктура, низкие цены на землю, дома и стабильное законодательство привлекло в страну озер порядка 5 тысяч россиян, которые стали выезжать в соседнюю страну на свою дачу чуть ли не каждые выходные. Недвижимость финны предлагали практически без ограничений, поэтому с недоумением отнеслись к указу Президента России, который запретил им покупать землю в приграничных регионах России. Надо сказать, что недвижимость, например, коттеджи в Карелии или под Петербургом, и так не пользовались спросом в Финляндии из-за заоблачных цен и плохих коммуникаций. Но одно дело, когда финский гражданин не имеет желания, а другое дело, когда у него отнимают саму возможность. По словам эксперта в сфере российско-финской недвижимости Дениса Булата, особенно болезненно эту новость воспримут пожилые финны, которые жили до Великой Отечественной войны в Карелии, перешедшей позже Советскому Союзу:
"Очень много было переселенцев с этих карельских территорий. Эти люди переехали давно, они живут в других регионах Финляндии, им сейчас по 70, по 80 лет. И, конечно, у них, есть ностальгия по своему отчему дому. Конечно, есть такая идея, что вот когда-то я приеду и куплю свой отчий дом, а тут тебя лишили теоретической возможности выкупить свою старую избу".
Запрет на покупку земли и домов иностранцами в приграничной зоне существует и в Финляндии. Вот только ширина этой полосы составляет всего 3 километра, тогда как в России несколько десятков километров. Министерство иностранных дел Финляндии уже направило России ноту с просьбой разъяснить практические последствия президентского указа, в том числе в части, касающейся уже купленной собственности финских граждан. Таких – несколько десятков. По мнению главы МИДа Финляндии Александра Стубба, вопросы собственности необходимо решать на взаимной основе: если россиянам позволено приобретать ее в Финляндии практически без ограничений, то и финны должны пользоваться такими же правами по другую сторону границы. Однако при любом исходе переговоров, по мнению эксперта в сфере российско-финской недвижимости Дениса Булата, беспокоится россиянам, которые приобрели недвижимость в Финляндии, не стоит:
"Именно Финляндия позиционирует себя в Европе как страна, которая умеет решать вопросы с русскими. Соответственно, им такой имидж терять в добровольном порядке никакого смысла нет. Это собственность, на нее никто не может покуситься. Это нереально, во-первых, по внутриевропейским причинам, во-вторых, по причинам русско-финских отношений. Это очень тонкий механизм, несмотря на то, что он такой благообразный, но за этим стоит очень серьезная работа с двух сторон. Никто в одночасье рушить это не будет".
Финская сторона уже заявила, что не будет втягивать в спор Евросоюз, и пока отвергает предложения некоторых депутатов о введении ответных санкций в отношении россиян, купивших или собирающихся купить недвижимость в Финляндии. Однако если Хельсинки все же пойдет на ужесточение законодательства, проигравшими, прежде всего, окажутся наши финские дачники.