Очередной кровавый теракт потряс российское общество. Террорист-смертник совершил подрыв в московском аэропорту Домодедово, унеся жизни более 30 человек. О том, кто отвечает за безопасность в аэропортах, каким образом можно избежать повторение трагедии Елена Щедрунова беседовала с экспертами в эфире радио "Вести ФМ".
Щедрунова: Здравствуйте, в студии Елена Щедрунова. Мы продолжаем обсуждать тему теракта в Домодедово. Прежде всего, я хочу выразить соболезнования близким и родственникам всех тех, кто погиб, всех тех, кто пострадал в этой ситуации и наверно я выражаю соболезнования всем нам, потому что в очередной раз мы почувствовали, что мы находимся не в зоне безопасности, скажем так. Попробуем разобраться – что-то можно для этого сделать, чтобы повысить нашу с вами безопасность и не только в аэропортах и железнодорожных вокзалах. Начнем все-таки с аэропорта. У нас на связи главный редактор агентства "Аэропорт" Пантелеев Олег Константинович. Здравствуйте!
Пантелеев: Здравствуйте!
Щедрунова: Олег, помогите, пожалуйста, разобраться с одной вещью, о которой все-таки много говорят. С одной стороны, в СМИ сообщают, что в 2005 году функция охраны аэропорта законодательно была возложена на органы внутренних дел. С другой стороны, глава комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев уверяет, что нельзя допускать, чтобы мероприятия по транспортной безопасности осуществлялись субъектами транспортной инфраструктуры. Так все-таки, кто отвечает за безопасность в аэропортах?
Пантелеев: Существует определенное разделение. И проходит водораздел между силами министерства внутренних дел, сотрудники которого охраняют, как известно, допустим, присутствуют на регистрации, на стойках досмотра и так далее. И есть служба авиационной безопасности, которая как раз занимается периметром, которая занимается рядом других вопросов в обслуживании, допустим, интроскопов, то есть рядом технических функций. Между ними проведена четкая грань. Кто занимается одним, кто другим. Но факт остается фактом, что МВД в системе обеспечения авиационной безопасности аэропортов присутствует.
Щедрунова: Так все-таки, за зону, как вы говорите, за периметр, служба авиационной безопасности, это кто, это представители кого?
Пантелеев: В случае конкретно с Домодедово?
Щедрунова: Да, например.
Пантелеев: В случае с Домодедово ответственность в первую очередь несут силы МВД.
Щедрунова: Там – МВД. А в Шереметьево? И Внуково, например?
Пантелеев: До регистрации – МВД, внутри и ответственные за багаж – это служба авиационной безопасности.
Щедрунова: Аэропорт. Я поняла. И так во всех – и в Шереметьево, и во Внуково та же самая история?
Пантелеев: Ну, эта история привязана не к аэропорту, а к нормативному документу.
Щедрунова: Абсолютно соглашусь, но я вам просто процитировала законодателя, который говорит, что на самом деле отвечают все. А когда все, то, значит, никак. И вот его цитата, Сергея Шишкарева – "у семи нянек дитя без глаза". Получается, что вот этот периметр, как вы его назвали, вот те самые рамки металлоискателя и специальные системы, которые просвечивают багаж – это зона ответственности МВД.
Пантелеев: Нет, как раз, когда речь идет о том, что в недрах пассажирского …
Щедрунова: Нет, нет, на входе, нам все время показывают с внешней стороны здание аэровокзала. Вы входите и вот тут – самая первая зона контроля – это МВД.
Пантелеев: Милиция, да.
Щедрунова: Это милиция? Понятно. Хотя бы в этом мы разобрались. И, как мы выяснили, в том же Домодедове эта зона милицией фактически не обслуживалась, то есть она формально там, наверно, присутствовала, а фактически – нет. Это так?
Пантелеев: Я думаю, что многие пассажиры, которые присутствовали в Домодедово, видели, что рядом с рамками всегда находились и, я уверен, что находятся и сейчас сотрудники милиции, которые осуществляют выборочный контроль документов и в случае каких-то подозрений, они просят пройти подозрительных с их точки зрения лиц через металлоискатель, через интроскоп пропускают вещи. Но это не было 100-процентным досмотром.
Эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайле