Подполковник полиции не смог оформить отпуск по уходу за годовалым ребенком. Не смотря на болезнь его жены и гарантированное право любому из родителей брать декретный отпуск, управление внутренних дел не пошло навстречу своему сотруднику. Ему отказали, а потом еще и уволили. В ситуации разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов.
Яхонтов: Подполковник полиции Александр Михайлов решил взять декретный отпуск вынужденно. После рождения ребенка его супруге Юлии поставили тяжелый диагноз, в соответствии с которым поднимать тяжести больше 5 килограммов ей нельзя. Уход за годовалым ребенком решил взять на себя глава семейства: он написал рапорт о предоставлении декретного отпуска:
Михайлов: Я не мог оставить семью в таком состоянии. Сидеть на работе, когда каждый момент мог произойти несчастный случай…
Яхонтов: Несмотря на то, что по 256 статье Трудового кодекса отпуска могут быть использованы полностью или по частям и матерью, и отцом, и любым другим родственником, фактически осуществляющим уход за малышом, в декрет подполковника Михайлова не отпустили. Дважды отказали в категоричной форме. По словам начальника отдела информации ГУВД по Санкт-Петербургу и области Вячеслава Степченко, по-человечески отца понять можно, а вот по закону – нет:
Степченко: В соответствии с Трудовым кодексом вопросов не возникает, но нужно понимать специфику службы в органах внутренних дел. Так как эта государственная служба имеет свои особенности, предполагается, что у сотрудника, который устраивается на работу, не только обязанности, но и определенные ограничения по правам и свободам.
Яхонтов: Эти ограничения действительно были прописаны четыре года назад в постановлении Верховного суда. Согласно документу, сотрудник органов внутренних дел может взять декретный отпуск, если его жена лишена родительских прав, стала инвалидом или умерла. Но Александр Михайлов продолжал настаивать на своем, и тогда его попросту уволили, сократив должность. Не спасли ни награды, ни 26 лет безупречной службы. В ГУВД кадровые решения не комментируют, а подполковник, теперь уже в отставке, готовится подавать иск в Конституционный суд. В этом его поддерживает и уполномоченная по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова:
Агапитова: Такая любовь к ребенку со стороны отца должна приветствоваться. Потому что разные бывают семейные и жизненные ситуации, и то, что Папа готов выполнять роль мамы (в какой-то степени), то, что он готов заботиться о ребенке не только зарабатывая деньги, но и уделяя ему достаточно много внимания, это, конечно, очень здорово.
Яхонтов: По мнению юристов, шансы выиграть дело у Александра Михайлова есть. Надо лишь доказать несоответствие Конституции того нормативного акта, который ограничивает в правах сотрудников органов внутренних дел. Ведь перед законом все равны. По мнению специалиста по трудовому законодательству Елены Плешко, дискриминации здесь быть не должно:
Плешко: Любое положение, которое ограничивает права отцов на осуществление ухода за ребенком, носит дискриминационный характер, и, если такое положение имеется, то у отца ребенка имеются шансы в Конституционном суде, поскольку он часто встает на сторону заявителей в подобных вопросах.
Яхонтов: Мужские декретные отпуска уже давно перестали быть экзотикой. В Германии из-за дефицита мест в детских садах в последние годы правительство даже поощряет пап, уходящих в декрет наравне с мамами, – им гарантируют денежное пособие и сохраняют за отцом рабочее место. А в Швеции папа просто обязан по закону хотя бы месяц, но отсидеть в отпуске по уходу за ребенком. Российские полицейские такого права пока лишены.