Тема:

Пикассо в Москве 14 лет назад

Москва вновь увидит находки Пикассо

"Дайте мне музей – и я заполню его!" – сказал однажды художник, скульптор, дизайнер. Его звали Пабло Пикассо. Такой музей есть – это Парижский Национальный музей Пикассо. И он на целых три месяца переехал в Москву.

"Дайте мне музей – и я заполню его!" – сказал однажды художник, скульптор, дизайнер. Его звали Пабло Пикассо. Такой музей есть. И сегодня Парижский Национальный музей Пикассо на целых три месяца переехал в Москву.

Выставка почти трёхсот работ, самая крупная в нашей стране за полвека, открылась в рамках Года Франции в России, в стране, которая когда-то помогла художнику стать великим.

Тут никого не смущает, что одни произносят его фамилию – "Пикассо", как в Испании, где он родился, другие – "Пикассо", как во Франции, которая стала второй родиной. Художник такого уровня – это всегда больше, чем национальное достояние. Тем более, что перевод его работам не требуется, требуется желание понять: почему это – "Поцелуй", а это – "Художник и его модель".

"Я пишу не то, что вижу, а то, что думаю, – объяснял художник тем, кто требовал от него больше реализма.- Изучайте мою судьбу, и тогда вам станет многое понятно". Его жизнь, как и его творчество, раскалывает аудиторию на два непримиримых лагеря, потому что – неоднозначны. Он, например, никогда не был в России, но без России многое в его жизни было бы не так.

И нынешняя выставка, где все этапы творчества, одно из ключевых событий Года Франции в России. На открытии – супруга российского президента Светлана Медведева. Возле ранних картин Пикассо – примечание: "Из собрания сочинений Щукина" – русского мецената, который первым в мире стал покупать работы молодого художника и спас его в том числе от нищеты: из-за безденежья Пикассо тогда одну работу писал поверх другой.

Фотоаппарат запечатлел Пикассо, Дягилева на руинах Помпеи. Это уже 1916-й. Жан Кокто на спор пообещал Дягилеву привезти Пикассо в Италию. Так художник стал участником знаменитых "Русских сезонов".

Эскизы к декорациям и костюмам – тоже на выставке. В одном зале с портретом балерины Ольги Хохловой.

"Русские темы и образы в творчестве Пикассо занимают особое место. Он, как вы знаете, был тесно связан с русским балетом, работал с Дягилевым, женился на балерине Хохловой. На выставке нет проходных работ, всё, что здесь представлено, – это шедевры", – поясняет директор Парижского национального музея Пабло Пикассо Анн Бальдассари.

Русская балерина, дочь царского генерала, покорила художника сразу. Дягилев предупредил: "С русскими не шутят, на них женятся".

Хохлова стала первой женой Пикассо. Они венчались. А их сына – Поля – он в шутку называл Павел Павлович. Но постепенно ей всё больше хотелось светской жизни, а ещё, чтобы его картины стали реалистичнее. Это было слишком для художника, который пытался сначала словно взорвать художественную форму, а потом заново сложить её по частям. Ведь в кубизме весьма причудливо может выглядеть скрипка. Но расставание с Ольгой не было расставанием с Россией. У него до конца жизни бывали русские гости.

"Что поразило в доме? Он был лукав, был гостеприимен. Когда я вошёл, зазвучал Чайковский. А ещё он мне книгу подписал по-русски: Пикассо. Я ему не помогал", – вспоминает поэт Андрей Вознесенский.

Первым русским поэтом, с которым был дружен Пикассо, был Маяковский. Свою телеграмму в Россию художник подписал, когда узнал о смерти поэта. Адрес – Третьяковская галерея – очевидно, потому, что других адресов в Москве он просто не знал.

Пикассо несколько раз собирался приехать. В 1956-м казалось, что это вот-вот случится. В Пушкинском – его первая выставка.

"Известная фраза Эренбурга, когда публика волновалась, почему задерживается закрытие, он сказал: "Вы ждали двадцать пять лет, подождите двадцать пять минут", – рассказала Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

До этой выставки в Советском Союзе знали его "Голубку" – символ движения борьбы за мир. Слышали об антивоенной "Гернике", на всемирной выставке в Париже она была представлена в один год со скульптурой Мухиной "Рабочий и колхозница". Пикассо был от неё в восторге. Но московская выставка осени 56-го для советской публики стала и шоком, и открытием. К тому же, совпала с первым годом периода оттепели. Правда, сам художник не приехал – как раз в те дни советские войска подавили восстание в Будапеште, и он подписал осуждающий манифест. Не приехал Пикассо и в 62-м потому, что Хрущёв устроил разнос художникам в Манеже. По этой же причине отказывался от Ленинской премии, но когда ему объяснили, что так он защитит советских авангардистов – стать лауреатом согласился, правда, лауреатский значок нацепил на ширинку своих штанов.

"Многие наши художники развивались примерно так же", – резюмировал министр культуры России Александр Авдеев.

"Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки", – говорил Пикассо. Значительная часть его находок сейчас в Москве.