Тема:

Пикассо в Москве 12 лет назад

В Москву привезли шедевры Пикассо

Русская культура в работах французского художника испанского происхождения. Разобраться в тонкостях творчества Пабло Пикассо решили в ГМИИ им. Пушкина в Москве. На этой неделе там открывается выставка полотен из собрания Национального музея художника в Париже. Экспозицию назвали "Пикассо. Москва".

Русская культура в работах французского художника испанского происхождения. Разобраться в тонкостях творчества Пабло Пикассо решили в ГМИИ им. Пушкина в Москве. На этой неделе там открывается выставка полотен из собрания Национального музея художника в Париже. Экспозицию назвали "Пикассо. Москва".

10 сантиметров влево, полтора вправо. Расстановкой скульптур Пабло Пикассо, прибывших из Парижа, руководит команда иностранных экспертов. Условия категоричны: так и только так! В музее имени Пушкина улыбаются: за некоторые концептуальные решения пришлось бороться и уступить, французы настойчивы, но в итоге обе стороны довольны. Результат совместной работы грандиозен – целую весну Парижский национальный музей Пикассо будет прописан по адресу Волхонка 12.

Директор Музея имени Пушкина перебирает каталоги и заодно собственные воспоминания. Она помнит, как Пикассо впервые показали советским гражданам – в этих же стенах полвека назад. Совсем недавно о той экспозиции написали книгу "Необычная выставка в необычный год". В разгар оттепели 1956-го года по инициативе писателя Ильи Эренбурга не верившие глазам жители СССР увидели европейский авангард – художника, обвиненного Фадеевым в декадентстве, о котором за несколько лет до того даже говорить было немыслимо.

"То событие было знаковым. Мир русской культуры как бы снова приоткрывался. Вы представляете, всего через три года после смерти Сталина – огромная выставка Пабло Пикассо в самом центре Москвы! В Пушкинском музее! Это, кстати, одна из причин, по которой мы решили представить собрание именно в этих стенах", – говорит Анн Бальдасари, хранитель парижского музея Пикассо.

Помимо культурного обмена, просветительского пафоса, исторического баланса, есть еще одна простая идея: парижский музей Пикассо закрыт на реконструкцию, потому его содержимое и путешествует по миру, в каждой стране обретая особые черты. В России эти черты – российские. Теснейшая связь художника с нашей страной даже самому большому скептику не покажется надуманной. Пабло Пикассо 17 лет прожил в браке с балериной Ольгой Хохловой.

"Ольга Хохлова значила для Пикассо очень много, он даже русский язык начал учить, чтобы сделать ей приятно. Хотя они общались, в основном, по-испански. Художник был очень увлечен русской культурой, читал Маяковского, Пушкина", – рассказывает Анн Бальдасари.

Отдельный параграф в бурной истории "демонического испанца" – сотрудничество с труппой Сергея Дягилева. Для балетов, которые показывали в рамках фестиваля "Русские сезоны", он делал, как бы сейчас сказали, дизайн: сценографию, костюмы и оформление занавеса. Для себя же просто писал вдохновлявших его Стравинского, Дягилева и русских балерин.

"На портрете Ольга Хохлова изображена на фоне драпировки, которая как раз и говорит о любви к роскоши, к прекрасному, к радостям жизни", – рассказывает о картине Алексей Петухов, искусствовед.

Выставка "Пикассо. Москва" – редкая возможность получить полное представление о творческой судьбе Пикассо. Вот ранние периоды – голубой и розовый. Кстати, тут же разместилась и жемчужина московской коллекции "Девочка на шаре". Затем мир художника словно разбивается на осколки, точнее, кубики.

"Кубизм начинается с такого тягостного, тяжеловесного, мучительного взламывания окружающего мира. Он вдруг начинает распадаться на крупные, тяжеловесные, землистых цветов предметы", – объясняет Алексей Петухов, искусствовед.

Через немыслимые формы сюрреализма, которые занимают почти всю балюстраду Пушкинского музея, через насыщенные краски и смелые линии к периоду, который вообще не поддается классификации. Искусствоведы говорят, поздний Пикассо – это просто Пикассо. В искажениях образов не игры с формами, но исторические трагедии XX века. Боль разрушения. Страх смерти и торжество Апокалипсиса. Недаром знаменитая "Герника" и по сей день считается самым сильным антивоенным высказыванием минувшего столетия.

"Выставка Пикассо в Москве – хороший знак. Мы не думаем, что эти работы должны непременно храниться в стенах одного музея. Они находят отклик в Америке, России, Австралии, Японии, Китае. Кто как не Пикассо – лучший посол от мира искусства?" – считает Анн Бальдасари.

Этот "Поцелуй" был написан уже пожилым Пикассо, ставшим отцом, пережившим, наверное, не один десяток любовных романов, видевшим две войны и нашедшим успокоение в последнем браке. Многие сказали бы: здесь он и Жаклин. Но есть и другая трактовка – спиралью закручиваются его отношения с искусством, не с женщиной. Этот художник говорил: дайте мне музей, и я заполню его. Спустя почти 40 лет после его смерти мечта реализована в Москве. Пушкинский музей же теперь волнуется только за то, как к Пикассо отнесется поколение молодое, не знавшее оттепели 1956-го года.