В рамках "Фотобиеннале" фотографы и галеристы обсудили перспективы развития фотографии.

В рамках "Фотобиеннале" фотографы и галеристы обсудили перспективы развития фотографии.

В камерном зале детского театра на Ленинском проспекте дискутируют фотографы, искусствоведы, галеристы. Как отличить любительское фото от профессионального, а прикладную фотографию от искусства? Есть ли в России эксперты, рынок и образование? Вопросы широкие – говорят подолгу и страстно.

Сейчас только ленивый не открывает рот: это дело прибыльное, это очень прибыльное. С распространением цифровых камер фотография стала демократичной до безобразия. Интернет буквально завален фотопродукцией.

"Благодаря Интернету каждый человек может открыть свою фотогалерею, и в Интернете показывать то, чем он занимается, и находить там даже каких-то поклонников, единомышленников", – считает фотограф Андрей Безукладников.

Но что за пределами этого зачастую анонимного интернет-общения? Сколько их – экспертов, способных отделить зерна от плевел? Фотоагентств и галерей, способных пустить найденные зерна в рост? Фотокритика на культурных полосах газет в отдельный жанр не выделена, авторов можно пересчитать по пальцам одной руки. Агентств – 5, галерей – 7. Это ограниченное число фигурантов и отвечает за организацию свободного рынка в области фотографии.

"Сейчас, наверное, 90% всех своих интеллектуальных усилий я употребляю на то, чтобы все-таки создать жизнеспособную конструкцию, именно финансовую, при которой художники высокого уровня и ценности для истории страны имели бы возможность получать деньги за свой труд", – рассказывает галерист Ирина Меглинская.

Не так-то просто убедить коллекционеров покупать не антиквариат, не живопись, а фотографию, жалуются галеристы. Просвещенных заказчиков в этой области мало.

"Они могут оба оказаться на очень низком уровне – как работодатель, так и исполнитель. И, в принципе, будут удовлетворены – и тот, и другой", – полагает Андрей Безукладников.

Потому российские фотохудожники продолжат творить как в старые, подпольные, времена – вне рынка.

"Главный заказчик – это я. А уже потом возникает как бы следующий этап – нужно ли это кому-то еще", – говорит Андрей Безукладников.

Вот недавно архив Безукладникова понадобился Ольге Свибловой – был вывешен рядом с фотографиями Анри Картье Брессона на основной выставке "Фотобиеннале" в Манеже.

Фотобиеннале, премия "Серебряная камера" и такие инициативы, как "Лучшая фотография России", привлекают внимание к искусству фотографии и влияют на общий уровень визуальной культуры. Но в инвестиционной привлекательности фотографии еще предстоит убеждать. "Фотография – она же в любом случае не становится дешевле. У нее есть такое качество, как сохранение памяти. То есть фотография 30-летней давности представляет собой ценность", – уверена Ирина Меглинская.

То, что должно иметь ценность не через 30 лет, а сейчас – репортажная фотография. Ей занимаются не галеристы, а посредники между фотографами и средствами массовой информации – фотоагентства. На этом рынке сегодня кризис.

"Миру сейчас говорят о кризисе рынка печатных СМИ. И люди дружно думают, как переместиться в Интернет с тем, что они снимают", – рассказывает руководитель фотоагентства, галерист Владимир Дудченко.

Бежать от этого кризиса можно на территорию современного искусства. В этом году Владимир Дудченко организовал выставку азербайджанского фотографа Ренны Иффенди, после которой Ренну Иффенди номинировали на премию в области современного искусства "Инновация".

"Это такое зрительное гуманистическое исследование, которое вылилось сейчас в книгу. Это, безусловно, социальная, документальная работа, но она не имеет отношения к сиюминутности. Это скорее высказывание о нашей жизни", – считает Владимир Дудченко.

Переход на территорию современного искусства сегодня – один из самых действенных способов связать производство, демонстрацию и рынок в области фотографии.