В рамках Фотобиеннале-2010 открылась выставка Арсена Ревазова "Неочевидный мир". В рамках экспозиции представлено порядка 40 работ, выполненных в технике инфракрасной фотографии. Эта уникальная техника позволяет наблюдать повседневное в невидимом человеческому глазу свете. Только так можно увидеть самый близкий, соседний параллельный мир. Еще почти такой же, но уже другой.
"Необычный мир" невозможно оценить "с наскока". А уж если забегаешь сюда с яркого весеннего солнца, сначала и вовсе мало что понимаешь: на фотографиях, развешанных по стенам, места, с одной стороны, известные, с другой малоузнаваемые. Рим, Венеция, Стокгольм, Тель-Авив, Москва, похожие на себя, вместе с тем приобрели другое значение. Понять причину этого изменения непросто, а быстро - так и совсем невозможно. Поэтому в некоторой растерянности перемещаешься от одной стены к другой, плутаешь между колоннами.
Осознание увиденного приходит постепенно. Сначала проглядывают отдельные фрагменты. То странно черное небо или тускло мерцающая, будто из стихов Анны Ахматовой, вода. В другой фотографии замечаешь монолитное сияние зданий, будто парящих над землей, белые ажурные деревья, полупрозрачных людей. Да ведь это литографии XIX века, или все же не они? Лишь сделав третий, а то и четвертый круг по выставке, успокаиваешься. Полностью приходишь в сознание. Сам Ревазов говорит, что фотограф - "не художник". Что он всего лишь использует специальную инфракрасную технику. Но не каждый живописец подарит своим зрителям такое наслаждение цветом, красками, неожиданными ракурсами. Потрясающим умением не только самому наслаждаться красотой, но и подарить ее окружающим. Маэстро скромничает, он – настоящий художник.
О том, как он пришел к такому видению мира, Арсен Ревазов рассказал корреспонденту Вестей.Ru.
- Арсен, фотоаппараты – ваша страсть с детства?
- Да я как все. Ходил в детстве в кружок, снимал на Смену-8м. Увеличитель в ванной комнате, глянцеватель в спальне. У меня огромное количество пленок было, но как-то многие потерялись. Страсть, конечно, но умеренная, хотя я всю жизнь снимал на пленку то гостей, то друзей, то тусовки. А пару лет назад я отправился в Антарктиду, где все снимал на высококачественную цифру. И случайно прихватил с собой пленочный аппарат "Горизонт" - он маленький, легкий. А когда приехал и сравнил фотографии, то понял, что цифровые вообще ничего не стоят. На экране компьютера они, конечно, хороши, но пленочные – живые.
- Так вы поэтому фотографируете "старым дедовским способом"?
- Дело в том, что цифра на сегодняшний день еще не достигла той степени совершенства, которой пленка достигла довольно давно. В частности, инфракрасная съемка на цифру практически невозможна. Но и большинство других техник цифра пока не может себе позволить. Например, самая мощная цифровая камера сегодня 60 мегапикселей. А любая из моих фотографий при сканировании покажет 500 мегапикселей. То есть почти в 100 раз больше.
- Чем вас привлекла техника инфракрасной фотографии?
- Не так много техник фотографирования, которые на сегодняшний день являются новыми или хорошо забытыми старыми. Инфракрасная съемка дает сумасшедшее черное небо, богатый рисунок света, гораздо более богатый, чем обычная черно-белая пленка. Хотя черно-белую пленку я тоже люблю. Но ландшафтные пейзажи я снимаю только так.
- Много вам удается снимать?
- За год я отснял не меньше ста пленок. Надо понимать, что это широкая пленка по 10-12 кадров. Но это постановочные фотографии: ты прибыл на место, распаковался, дождался, пока все люди исчезли из кадра, а облака рассеялись. Или ждешь два часа, чтобы солнце стало правильно освещать объект.
- Судя по вашей сегодняшней выставке, вы – поклонник XIX века – офорты, эстампы. С одной стороны, искусства нарочитого, с другой, стильного, живого, неподдельного и камерного.
- Да, это правда. Но, если быть точнее, современная фотография, как мне представляется, переживает системный кризис. Это очень похоже на ситуацию накануне Средневековья: сплошь химеры, надо постоянно удивлять чем-то парадоксальным, красота утратила свое первичное значение. То же происходило в искусстве, когда потерялась Античность - все приобрело странное звучание, оттенки. А потом настало Возрождение, восстановились античные ценности, и люди стали ценить подлинную красоту. Я просто пытаюсь вернуть в Античность… или в Возрождение. Я – тот виток спирали, где важно, чтобы все было красиво, а не только удивить.
Проект представлен Московским Домом Фотографии при поддержке Объединения "Фотоцентр". Выставка работает с 7 по 18 апреля по адресу: Гоголевский бульвар, д. 8 (ст.м. "Кропоткинская"), Фотоцентр, ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.


















































































