Минпромторг предлагает ввести ответственность за распространение ложных сведений о времени. Согласно новому законопроекту, на официальном уровне определяется, что время не подлежит приватизации и является собственностью государства. Кроме того, документ уточняет, что в часе - 60 минут, а в високосном году 366 дней. Одна из целей закона, если его примут, - "обеспечение потребности граждан, общества и государства в достоверной информации о времени и дате". Право на время - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Людмилы Шаулиной.
Шаулина: "Время - форма существования материи, выражающая порядок изменения объектов и явлений действительности". На него нельзя воздействовать, его можно только фиксировать. Примерно так формулирует понятие времени "Физическая энциклопедия". Философы более разнообразны в его определении. В России же в скором будущем должен появиться закон, определяющий время с юридической точки зрения. Основной целью документа является "создание в России правовых основ определения времени, распространения и использования информации о времени, а также исчисления календарной даты на территории страны".
Во второй статье закона досконально описаны основные термины, относящиеся ко времени. Так, например, указано, что високосный год содержит 366 дней, что в неделе 7 суток, в сутках 24 часа, а в часе 60 минут… Указано также, что "календарь - это система исчисления продолжительности длительных интервалов времени, основанная на периодичности явлений природы и связанная с движением небесных светил".
Повода для шуток, по отношению к столь серьезному труду сотрудник Института исследований природы времени при МГУ Сергей Кравченко не видит.
Кравченко: Некоторые статьи, которые появились в последнее время, немного ерничают по этому поводу, якобы и так понятно, что такое время. Но судя по тем дискуссиям, которые были в прошедшие полгода, у нас нет определенности относительно часовых поясов и летне-зимнего времени. Можно составить такой закон, который бы поставил основные точки. И тогда не надо будет спрашивать у граждан, не надо будет изучать общественное мнение, переходить ли нам на летне-зимнее время, менять ли нам часовые пояса и так далее.
Шаулина: Ответственность за определение количества и исчисления времени в часовых поясах возложена на правительство Российской Федерации. Равно как и принятие решения о переходе на летнее-зимнее время. Кроме того, закон призван защитить права россиян от отрицательных последствий недостоверных данных о времени. Иными словами: время - деньги, добавляет Сергей Кравченко, поэтому разработку закона поручили Министерству промышленности и торговли.
Кравченко: Этому министерству не безразлично, какие часовые пояса, особенно на границе нашей страны с другими государствами, потому что они торгуют, они возят товары, у них пропадает прибыль, если что-то не так на границе. Ну и транспорт. Движение товаров в определенном времени для них очень важно. Торговля чаще всего зависит от оборота товаров, а оборот возможен только во времени.
Шаулина: Есть и еще одно уточнение. Государственные эталоны времени, равно как и средства передачи информации о точном времени, согласно законопроекту, являются собственностью Российской Федерации, и не подлежат приватизации. А финансирование любой деятельности в этой сфере, научно ли исследовательской или административной, должно производиться из госбюджета. Один вопрос, рассуждает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, зачем понадобилось облекать все эти положения в форму закона?
Макаркин: Могли быть записаны какие-то положения о часовых поясах и их сокращении, это действительно важная вещь, которая оказывает влияние на простых граждан, которым надо будет жить теперь в другом часовом поясе. Но само регулирование этого законом… Ну, можно какие-то вещи решать постановлениями правительства, но тратить время на закон о времени, на мой взгляд, это слишком большая роскошь.
Шаулина: К слову, конкурс на разработку законопроекта был объявлен всего две недели назад, в бюджете на проведение законотворческих изысканий заложили 18 миллионов рублей. Тут время не подвело. Двух недель, видимо, вполне хватило. Документ уже опубликован на сайте Минпромторга, правда, с оговоркой, что сейчас проект проходит антикоррупционную экспертизу.