Европа боится русских гастарбайтеров. Эфир программы "Скажите прямо"

Главное новшество - срок рассмотрения заявки сокращен на треть - с 15 до 10 дней
Отмена виз между Россией и Евросоюзом станет одной из главных тем на саммите РФ-ЕС, который откроет сегодня Дмитрий Медведев. Станет ли отмена виз решающим фактором для россиян при принятии решения о работе в Европе? Эту тему "Вести ФМ" обсудили с экспертами и слушателями.

Отмена виз между Россией и Евросоюзом станет одной из главных тем на саммите РФ-ЕС, который откроют сегодня президент России Дмитрий Медведев, президент Европейского совета Херман ван Ромпей и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. Станет ли отмена виз решающим фактором для россиян при принятии решения о работе в Европе? Эту тему "Вести ФМ" обсудили с экспертами и слушателями.

Владина: Начинаем эту неделю с темы важной и актуальной, тем более что обсуждать мы ее будем не одни, а с большими европейскими начальниками на саммите в Ростове-на-Дону. Тема эта - отмены виз между Россией и Евросоюзом. Мне кажется, уже лет пять обсуждается.

Андреев: Да даже больше. Тем не менее, понятно, что все хотят, чтобы визы были отменены, потому что многим сразу станет легче путешествовать и работать.

Владина: Путешествовать – это только первый срез, который очевиден для обычного населения. Это и бизнес, это и учеба.

Андреев: Однако айсберг проблем, который возникает при отмене виз, виден далеко не всем. И как раз эти проблемы мы и обсудим с вами и с экспертами. И также обсудим, чего бояться европейцам? Что от нас хлынет поток трудовых мигрантов, причем не только россиян, а также наших соседей, с которыми у России безвизовый режим? Насколько эти опасения обоснованы?

Чего боятся европейцы?

Владина: Давай дадим слово человеку, который наверняка знает, чего бояться от нас европейцам. С нами на связи председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Константин Иосифович, добрый день!

Косачев: Добрый день!

Владина: Итак, чего же бояться в Евросоюзе? Почему мы так долго принимаем это решение?

Косачев: В Евросоюзе есть несколько точек зрения на этот проект, есть несколько его доразделов. Один из них - чисто политический. Есть страны, который хотят видеть Россию интегрированной частью общей единой Европы, есть страны, которые, наоборот, всячески Россию от единой объединенной Европы пытаются отжать. Но, еще раз повторю, это чисто политические мотивы.

Есть мотивы бытовые. Действительно, многие европейцы опасаются того, что в европейские столицы и нестолицы хлынет поток россиян и проезжающих через нашу территорию граждан третьих стран. Вы здесь совершенно правы. Но, еще раз повторю, что эти бытовые фобии на официальные подходы Евросоюза влияют значительно меньше.

И наконец, самое главное. Есть профессиональные юридические мотивации, доводы против того, чтобы в этом вопросе не спешить. И эти мотивации сводятся к трем группам вопросов. Первая - это качество документов, которые находятся на руках у выезжающих в Европу россиян, граждан России. Известно, что мы постепенно это качество повышаем. Мы сейчас переходим на биометрические паспорта, и европейцы ожидают, чтобы этот процесс был стабильным, чтобы он был понятным, прозрачным, чтобы в России была четкая база лиц, которые имеют на руках эти биометрические паспорта и так далее.

Второй вопрос - европейцы требуют абсолютной симметричности в процедурах регистрации иностранцев на территории соответствующих стран. Мы знаем, что когда мы приезжаем в Европу, точнее, в страны Шенгенской зоны, от нас никто не требует прийти в местное отделение полиции и там каким-то образом регистрироваться. В России правила по-прежнему более жесткие: если иностранец приезжает, размещается в гостинице, то за него регистрацию осуществляет персонал гостиницы, если он останавливается, например, у друзей, он все равно должен эту процедуру регистрации в течение трех дней пройти. И здесь европейцы считают, что мы должны как-то эту процедуру либерализировать.

Владина: А мы готовы это сделать?

Косачев: Это вопрос внутренних дискуссий. Лично я как российский политик считаю, что, безусловно, мы должны идти по этому пути, во многом эти процедуры носят инерционный характер. Он излишне забюрократизирован и создает много ненужных сложностей вполне добропорядочным гражданам. А задачу противодействия терроризму, организованной преступности он решает, на мой взгляд, значительно в меньшей степени. Есть другие, не менее эффективные средства. И, наконец, третья группа вопросов – это режим, существующий на границах России с третьими государствами, например, с Украиной, Казахстаном. Прежде всего, в тех случаях, где эти границы после распада Советского Союза так и не демаркированы или не делимитированы. Вот три юридических возражения, которые неизменно нам высказывают наши европейские партнеры из Брюсселя, по которым, безусловно, ведется очень серьезная и повседневная работа.

Европа нам не только снится

Андреев: Мы продолжаем обсуждать возможную отмену виз с Евросоюзом. Переговоры об этом пройдут сегодня на саммите в Ростове-на-Дону. Заместитель председателя миграционного комитета Ассоциации европейского бизнеса Алексей Филиппенков у нас на связи. Алексей Георгиевич, здравствуйте!

Филиппенков: Доброе утро!

Андреев: Мы уже говорили с Константином Косачевым, он сказал, что опасения европейцев о том, что из России хлынет потом трудовых мигрантов в Европу - безосновательны. А как вы считаете?

Филиппенков: Все зависит от того, о каких мигрантах идет речь. Если мы говорим о том, что сквозь открытую границу пойдут мигранты из третьих стран – стран СНГ…

Владина: Это же не исключено?

Филиппенков: Все будет зависеть от того, как будет отлажен механизм пропуска этих граждан туда. Если эта проблема будет решена, я не думаю, что из России хлынет огромный поток желающих работать в Европе.

Владина: А сейчас есть какая-то статистика, как много россиян работает на контрактах или на постоянной основе в Европе?

Филиппенков: Мы в основном можем говорить, как едут сюда иностранцы. В отношении того, как уезжают туда – трудно говорить.

Владина: Хорошо, как едут к нам?

Филиппенков: Приезжающих надо разделить на два потока: первый – это высококвалифицированная рабочая сила, второй – это низкоквалифицированная рабочая сила. И тот и другой поток достаточно востребованы. Естественно, если мы говорим про низкоквалифицированную рабочую силу, то речь идет, как правило, о гражданах СНГ. Если мы говорим про высококвалифицированную рабочую силу, то, как правило, это европейские страны. Причем многие сюда едут, потому что заработная плата, которую платят в России иностранцам, на порядок выше, чем тот же специалист получает где-то в Европе.

Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайле.

Читайте также по теме:

Европа впервые говорит с Россией единым голосом