В Москве состоялась международная конференция "Французы в научной и интеллектуальной жизни России XVIII-XX веков". Дискуссия о русско-французских отношениях прошлых веков приурочена к году России-Франции.
О том, что в российских светских салонах XIX века говорили по-французски, а модницы подражали в одежде парижанкам, известно со школы. Кажется, что последние три века это Россия заимствовала идеи у Франции. На самом деле часто было и наоборот.
"Живопись, искусство, музыка. Есть разные этапы. Иногда влияние Франции сильнее, иногда влияние России сильнее", – считает Жан де Глиниасти, посол Франции в России.
Не посети инженер и социолог Фредерик Ле Пле Донецкий каменноугольный бассейн по приглашению промышленника Анатолия Демидова, не прославился бы своей теорией патернализма в трудовых отношениях.
"Он был послан французским правительством в эпоху июльской монархии 1837 года в тот момент, когда у Франции не было влиятельных европейских союзников. Тогда считалось, что Россия может стать таким союзником, и поэтому с ней пытались завязать отношения", – объясняет Доминик Баржо, профессор университета Сорбонна.
В Институте всеобщей истории РАН – международная конференция "Французы в научной и интеллектуальной жизни России XVIII-XX веков".
"Вообще достаточно привлекательная и разработанная тема. Но она известна такими фактами, которые у всех на слуху: Екатерина Вторая, просветители французские XVIII, Тургенев и Франция. Здесь у нас – и это особенность – исследователи взяли малоизвестные факты, в основном, из архивов", – говорит Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН.
Русско-французские связи в науке, политике и искусстве и их посредники. Доклад доктора наук Александра Чудинова о Жильбере Ромме. Известный деятель французской революции, создатель республиканского календаря с термидорами и брюмерами, а до этого в течение семи лет – гувернер графа Строганова.
"Жильбер Ромм очень интересовался воздухоплаванием, и когда во Франции были совершены опыты запуска первых монгольфьеров, Жильбер Ромм получал информацию от друзей-ученых французских, собирал ее. И получил заказ от великого князя Павла Петровича – будущего Павла I – на постройку монгольфьера в России", – рассказывает Александр Чудинов, доктор исторических наук.
Дискуссия о русско-французских отношениях прошлых веков приурочена к году России-Франции – "перекрестному", как его называет посол Жан де Глиниасти – и призвана укрепить и расширить отношения современные.
Материалы конференции, ее выводы и открытия будут доступны всем желающим. Их опубликуют в книге, рабочее название которой "Французские интеллектуалы и русская жизнь". Она выйдет во Франции и в России. Причем все доклады представят именно на тех языках, на которых они читались. Стимул для русских и французов учиться понимать друг друга.













































































