В Госдуме поговорили о причинах крушения Як-42 под Ярославлем и других громких катастрофах на транспорте. На внеочередной правительственный час депутаты вызвали всё руководство транспортной отрасли, включая министра Игоря Левитина. Ситуация в гражданской авиации, действительно, непростая.

В Госдуме поговорили о причинах крушения Як-42 под Ярославлем и других громких катастрофах на транспорте. На внеочередной правительственный час депутаты вызвали всё руководство транспортной отрасли, включая министра Игоря Левитина. Ситуация в гражданской авиации, действительно, непростая. Две трети российских аэродромов требуют срочной реконструкции. Средний возраст самолетов превышает 20 лет, а в подготовке летчиков есть серьезные просчеты.

Было сразу понятно: этот разговор простым не получится. В зале пленарных заседаний – министр транспорта Игорь Левитин, глава Росавиации Нерадько и глава Ространснадзора Касьянов. Вопросы депутатов – о резонансных катастрофах. В июле тонет "Булгария" – 122 погибших, в том числе 28 детей. В сентябре падает Як-42, разбивается прославленный ярославский "Локомотив", 44 погибших.

"Вот как грохнется самолет – полная проверка, приостановка полетов и так далее. Вот даже сейчас мы не знаем причину техническую, по которой погиб этот самолет, Як-42, – отметил член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция ЛДПР Сергей Иванов. – Даем указания приостановить, проверить. На предмет чего проверять?! Когда грохнулся тот же самый "Боинг" в Перми, никто что-то не требовал запретить покупку, эксплуатацию "Боингов". Второй момент: я что-то не понимаю, вот все эти "дочки", "внучки", "жучки", которых понасоздавали в РЖД, в "Аэрофлоте", – они приводят только в кому, растут тарифы".

"Всего в этом году было проведено 7,5 проверок, и ежемесячно выпускается бюллетень, в котором все могут посмотреть, что происходит с инцидентами в гражданской авиации, – ответил на это министр транспорта РФ Игорь Левитин. – Мы вас просим: поддержите нас, потому что в законе о предпринимательской деятельности штраф за продажу у метро каких-то продуктов одинаковый, если ты работаешь на транспорте. Но так же не должно быть".

"Справедливая Россия" настроена решительно: дожидаться докладов Левитина, Касьянова и Нерадько Сергей Миронов не стал.

"Почему Россия занимает второе место по числу авиационных катастроф и человеческих жертв? Первая строка ответа министра Левитина: "Действительно, в 2010-2011 годах имело место увеличение авиационных событий". Дальше я не цитирую, для меня все ясно, – говорит руководитель фракции "Справедливая Россия" в Госдуме РФ Сергей Миронов. – Если господин министр катастрофы называет "авиационными событиями", я считаю, что весь его профессионализм и более того бюрократическая натура проявлена в полной мере".

"Мы против охоты на ведьм, – подчеркивает в свою очередь заместитель председателя Госдумы РФ, фракция "Единая Россия" Валерий Язев. – Назначить ответственным министра транспорта – это не решает проблемы. Проблема межотраслевая и, в общем-то, и более серьезная, чем кадровый вопрос. Поэтому мы настроены на то, чтобы провести серьезный анализ, чтобы комплекс мер предложить, а не использовать повод, вот этот правительственный час как ристалище для политических дебатов предвыборных".

Возложить всю ответственность на одного – и, правда, несколько странно. К тому же мнения о виновных расходятся. В ЛДПР считают: бездействует думский транспортный комитет и лично его руководитель Сергей Шишкарев. Дискуссия превращается в перепалку.

"В июне падает под Петрозаводском самолёт, – напоминает заместитель председателя Госдумы РФ, руководитель ЛДПР Владимир Жириновский. – Что делает Шишкарев? Все лето бегает – ищет себе тепленькое местечко, куда на выборы пойти. Куда пошел? К коммунистам. Заплатил за место в КПРФ, на юге. Это грязные деньги, погибших пассажиров этого года – под Петрозаводском и под Ярославлем. Это грязные деньги Шишкарева. Он их получал здесь как взятки. За то, что он лоббировал чужие интересы".

"Я не хочу уподобляться нашему придворному шуту и не хочу ничего отвечать на клеветнические заявления, которые прозвучали, – парирует председатель комитета Госдумы РФ по транспорту, фракция "Единая Россия" Сергей Шишкарев. – Хочу лишь подчеркнуть, что сейчас с этой трибуны в мой адрес были допущены совершенно хамские, преследуемые уголовным уже законодательством высказывания, затрагивающие мою честь, достоинство и деловую репутацию. Я подготовлю исковое заявление в суд. Встречусь с господином Жириновским в суде".

В Ространснадзоре уверены: главное – изменить закон. "Булгария" тому – лишнее подтверждение. "Расследование показало, что явно преднамеренно владелец нарушил все законы, – констатировал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Касьянов. – На наш взгляд необходимо внести изменения в КоАП России – увеличить не менее, чем в 10 раз штрафные санкции за нарушение транспортного законодательства".

Заниматься, понятно, стоит и подготовкой кадров. Действующие сейчас 6 летных училищ с нагрузкой не справляются. Переподготовка – отдельная тема. Статистика утверждает: неисправность техники далеко не всегда – истинная причина катастроф. В подтверждение этому – слова руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько: "Летом текущего года в гражданской авиации произошла вспышка аварийности. Из 15 происшествий 7 имели место с вертолетами, 8 – с самолетами. 11 происшествий связаны с ошибками или нарушениями инструкций экипажами".

Впрочем, вопросы есть и авиапарку. Средний возраст российских самолетов – 21 год. Проблема требует комплексного подхода и крупных финансовых вложений.

"Два самых безопасных самолета – это были Як-42, Ил-86. Ил-86- единственный самолет в мире, который за 30 лет ни разу не падал с пассажирами, – замечает руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. – Производство этих самолетов и новых Ил-96 полностью свернуто. Завод толком не работает, технологические цепочки разрушены. Что касается Яков – их производили на двух заводах, это саратовский завод и смоленский завод. Оба завода уничтожены полностью. Уничтожена вся промышленная, производственная база, ремонтная база".

На Охотном ряду сегодня согласились: следует прекратить эксплуатацию всех самолетов, для которых нет летных тренажеров.

Идея, противники которой едва ли найдутся: Минтранс предлагает изменить законодательство, чтобы за каждым воздушным судном было закреплено предприятие, отвечающее за его техническое состояние. Предложение в Думу будет внесено в самое ближайшее время.